Музей Гуггенхайма в Бильбао: культурный центр Испании

Музей Гуггенхайма в Бильбао – культовое здание деконструктивизма

Название постройки: Музей Гуггенхайма в Бильбао (The Guggenheim Museum Bilbao)

Автор:
Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry)

Дата постройки: 1993-1997 гг.

Место нахождения:
Бильбао, Испания

“Архитектурная реинкарнация Мерилин Монро”, межгалактический корабль, распустившаяся роза, артишок и даже супермен – это лишь часть ассоциаций, которые вызывает у архитектурных критиков Музей Гуггенхайма в Бильбао. Такой полет фантазии во многом вдохновлен особенностями стиля деконструктивизм: нарочито сложным формальным языком, архитектурными формами, которые постоянно пересекаются, и причудливо изогнутыми поверхностями. Какой же образ автор проекта Фрэнк Гери в действительности взял за основу? Зачем архитектору понадобилось программное обеспечение, разработанное для аэрокосмической промышленности? Что такое “эффект Бильбао”? И как Фрэнк Гери изменил отношение заказчиков к wow-эффектам в архитектуре? Об этом читайте в нашей статье.

Фрэнк Гери – один из самых ярких приверженцев стиля деконструктивизм – всегда создавал здания, которые никого не оставляют равнодушным. Причем мнения о его постройках одновременно могут быть самыми восторженными и резко осуждающими. Музей Гуггенхайма в Бильбао – яркий тому пример. Даже сам Гери признался, что на открытии музея его посетила мысль: “Боже! Что же я наделал?!” А в результате спроектированный им Музей Гуггенхайма превратил промышленный город Бильбао в один из культурных центров мира.

Здание находится на набережной реки Нервьон. Раньше здесь располагался порт для торговых судов. Но в начале 1990-х мэрия города приняла решение вдохнуть новую жизнь в этот пришедший в упадок и заметно обветшавший район Бильбао. Собственно история участка, где построен Музей Гуггенхайма, и вдохновила архитектора на создание концепции проекта. Фрэнк Гери рассказал, что в основе проекта лежит образ разбитого корабля, который собран заново. Собственно такой подход к формообразованию и является основой деконструктивизма.

Музей Гуггенхайма в Бильбао представляет собой сочетание множества разных по величине и форме архитектурных объемов. Общая композиция здания построена вокруг центрального атриума высотой 55 метров. Внутренние пространства разнородны и наряду с десятью прямоугольными залами здесь присутствуют помещения самых неожиданных форм.

Из-за математической сложности конструкции, чтобы максимально точно воплотить свою концепцию Фрэнк Гери решил работать с передовым программным обеспечением – CATIA, изначально созданным для аэрокосмической промышленности. Для внешней оболочки здания архитектор выбрал 33 тысячи чрезвычайно тонких титановых листов. Каждый из них задуман как отражатель света, поэтому поверхность здания изобилует различными цветовыми оттенками, реагируя на волнение реки Нервьон, солнечный свет и движение облаков. Сложные математические расчеты нужны были и для того, чтобы Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери не повторил судьбу другого его проекта – лос-анджелесского концертного зала “Уолт Дисней”, фасад которого отражая солнечные лучи нагревал улицу и близлежащие здания до очень высоких температур. Два других материала, используемых в строительстве – известняк и стекло.

Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает площадь 24 тысячи квадратных метров, из которых 11 тысяч отведены для выставочных залов. В дополнение к пространствам галерей здесь располагаются офисы, аудитория на 300 мест, магазины, кафетерий и два ресторана.

С самого момента открытия Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно принимает около миллиона посетителей. Благодаря оригинальной архитектуре здание стало настоящей визитной карточкой города, привлекая в Бильбао множество туристов со всего мира. Осмысляя подобный эффект, исследователи даже ввели термин “эффект Бильбао”, которым теперь характеризуется феномен стремительного роста популярности не самого известного ранее места, за счет внедрения в архитектурный контекст wow-эффекта.

Существует предположение, что именно “эффектом Бильбао” объясняется бум на оригинальную архитектуру в Объединенных Арабских Эмиратах, где wow-эффект стал чуть ли не обязательной составляющей проекта. Косвенно это подтверждает тот факт, что Музей Гуггенхайма в Абу-Даби тоже проектировал сам Фрэнк Гери.

Музей Гуггенхайма – архитектурная жемчужина Бильбао

Обновлено: 16 Дек, 2019

Музей Гуггенхайма – самый посещаемый объект современного искусства в Бильбао, и одна из известнейших галерей в стране. Многим туристам он уже известен благодаря книге Дэна Брауна “Происхождение” и одному из фильмов о Джеймсе Бонде.

Общие сведения

Гуггенхайм – сеть популярных музеев современного искусства, расположенных по всему миру. Названы в честь американского бизнесмена и мецената Соломона, коллекции картин и скульптур которого и стали основой экспозиций.

Один из самых больших и известных филиалов находится в Бильбао – небольшом городке в северной части Испании. Музей сильно выделяется на фоне остальных построек – он полностью сделан из металла и имеет необычную форму. Стоит на набережной реки Нервьон.

Можно сказать, что территория около музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао – одна из самых известных в Испании. Она является туристическим центром города, ведь помимо самой галереи, здесь установлено несколько интересных инсталляций, которые очень любят туристы.

Историческая справка

Соломон Гуггенхайм – американский коллекционер, бизнесмен и меценат еврейского происхождения. Успешный промышленник и основатель сети музеев, названных в его честь.

Первый музей Соломона был открыт в Нью-Йорке – он и сегодня остаётся самым большим и посещаемым. Также есть филиалы в Венеции (открыт в 1980 году), Берлине (основан в 1937), Абу-Даби (построен в 2013 году) и Лас-Вегасе (1937). В ближайшем будущем планируют открыть ещё несколько филиалов Гуггенхайма. Предположительно, они будут размещаться в Хельсинки, Рио-де-Жанейро и Ресифе. Если задуманное осуществится, то это будет самая большая музейная сеть в мире.

Что касается музея Соломона в Бильбао, Испания, то он был открыт в октябре 1997 года, и ежегодно его посещает около 1 млн. туристов.

Архитектура здания

Поскольку музей Гуггенхайма в Бильбао является галереей современного искусства, то и здание выглядит очень современно и практично. Построена достопримечательность в стиле деконструктивизма, и многим напоминает огромный футуристический корабль, стоящий на берегу реки.

Стены здания покрыты титановыми пластинами, а общая площадь музея достигает 24 тыс. кв. км. Днём здание серебряного цвета, а на закате полностью окрашивается в золотой оттенок.

Туристы очень любят гулять около галереи Соломона, поскольку даже не территории достопримечательности в Испании есть несколько интересных экспонатов. Например:

  1. “Цветочная собака” – огромная фигура собаки из цветов, высота которой достигает 14 метров. Каждый год городские службы высаживают около 10 000 цветов, а для формирования силуэта собаки используют более 25 тонн песка.
  2. “Тюльпаны” – футуристическая композиция цветов, изготовленных из нержавеющей стали. Подобные инсталляции есть в ещё в нескольких американских и европейских городах.
  3. Паук Maman – работа мастера Луизы Буржуа. Её родная мама была ткачихой, поэтому скульптор всегда ассоциировала её с большим и очень милым пауком.
  4. Скульптура “Красные арки” установлена на соседнем с музеем мосту. Глубокого смысла она не несёт, но очень полюбилась местным жителям.
  5. “Дерево и глаз” – скульптура высотой 14 метров, которая очень похожа на ДНК. Состоит из 73 шаров, которые напоминают молекулы.
  6. “Почтение” и Рамон Рубиаль Кавия. Это одна из самых важных для жителей Испании скульптурных композиций, ведь Рамон Рубиаль был руководителем социалистической партии в Испании.

Внутренние интерьеры здания такие же текучие, сложные и многогранные. Здесь нет прямых стен и потолков, отсутствуют элементы из дерева – только стекло и титан.

Экспонаты музея

Музей Гуггенхайма в Бильбао, являющийся одной из самых больших в Испании галерей, состоит из 30 залов, каждый из которых посвящён или определённой эпохе, или конкретному произведению искусства. Основой регулярной экспозиции являются полотна 20 века, а также ряд современных инсталляций. За год в музее проходит более 35 временных выставок, на которых туристы и жители города могут увидеть работы современных художников.

90% экспонатов в музее Соломона Гуггенхайма в Бильбао – это картины.

“Структура времени” – огромная инсталляция современного скульптора из Испании, которая состоит из восьми круглых фигур, напоминающих запутанные лабиринты. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, мастер работал над её созданием более 8 лет, и был награждён медалью Принца Астурийского. Это центральный и самый посещаемый туристами экспонат музея.

“150 разноцветных Мэрилин” – одна из самых известных работ Энди Уорхола в стиле поп-арт. Полотно создано с помощью акварельных красок и шёлкографических чернил. Больше всего туристов впечатляет размер картины – 200 x 1050 см.

“Большая голубая антропометрия” – самая известная картина Ива Кляйна, нарисованная телами натурщиц. Подобная идея была воспринята публикой неоднозначно, но именно она сделала стиль Кляйна легко узнаваемым – большие синие мазки на белом фоне.

Инсталляция, названная в честь города, создана американской художницей Дженни Хольцер. Идея максимально проста – девять длинных светодиодных столбов, на которых периодически появляются слова на испанском, немецком и английском. Мастер говорит, что хотела призвать людей открыто говорить о СПИДе.

“Бассейн” – ещё одна картина Ива Кляйна, обладающая узнаваемым голубо-синим цветом. Названа она так потому, что невероятно реалистична, и действительно похожа на настоящую воду в бассейне.

“Прямолинейность” – глубокий и необычный экспонат в музее Гуггенхайма в Бильбао, состоящий из девяносто девяти волков, которые мчаться в стеклянную стену, а после удара начинают бежать опять. Автор работы хотел показать, что сегодняшнее общество не привыкло думать самостоятельно, а лишь поддаётся стадному мышлению.

Ещё одна работа знаменитого Энди Уорхола – “Тени”. Это множество совмещённых полотен с абстрактной живописью, которые в точности повторяют рисунок друг друга.

Один из самых популярных в Испании скульпторов-абстракционистов – Хорхе Отейс. Он создал такие инсталляции, как “Открытая коробка”, “Метафизический куб” и “Свободная сфера”. Посетители любят его работы за многогранность и символизм.

Все вышеперечисленные картины и скульптуры можно найти на первом и втором этажах музея Соломона Гуггенхайма. Третий этаж – это коллекция картин начала 20 века. В этой части галереи можно увидеть работы Марка Шагала, Пабло Пикассо, Василия Кандинского и Амедео Модильяни.

Также в музее регулярно проходят фотовыставки, на которых можно увидеть Париж начала 20 века, неизвестные работы художников и испанские города в объективе местных фотографов. В этой же части можно найти фото строительства музея Гуггенхайма в Бильбао.

Практическая информация

Полезные советы

  1. Будьте готовы к тому, что сотрудники музея Гуггенхайма в Испании не говорят на английском, а аудиогида на русском нет.
  2. Покупать билеты удобнее онлайн – это проще и намного быстрее, ведь очереди в кассу очень большие.
  3. Людям, которые совершенно не понимают и не принимают современное искусство, приходить не стоит – билет достаточно дорогой, и многим будет жаль напрасно потраченных денег.
  4. На официальном сайте музея Соломона можно увидеть список всех временных выставок, которые планируется провести в текущем году.
  5. Даже если вы не являетесь поклонником современного искусства, туристы советуют погулять по территории музея – здесь большое количество красивых экспонатов.
  6. Если хотите сделать несколько красивых фото музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания, отправляйтесь на соседнюю гору – с неё открывается лучший вид на достопримечательность.
  7. Рядом с музеем Соломона работает только одно кафе, в котором постоянный аншлаг. Воду и что-нибудь перекусить лучше брать с собой.
Читайте также:  Выход из казахского гражданства

Музей Гуггенхайма – одна из лучших галерей современного искусства в Испании.

Покупка билета в автомате, а также обзор основных залов:

Автор: Мария Протасеня

Обновлено: 17 Ноя, 2019 Центр искусств королевы Софии – один из самых…

Обновлено: 2 Янв, 2020 Гандия, Испания – морской курорт в восточной части…

Обновлено: 25 Мар, 2020 У подножия кавказских гор раскинулась удивительно красивая земля Аджария…

Обновлено: 29 Фев, 2020 Мескита, Кордова – римско-католический собор, который ранее был…

Удивительный музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао посвящен современному искусству и занимает площадь в 24 тысячи квадратных метров. Разнообразные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Основная часть коллекции состоит из абстракций и инсталляций, традиционных картин и скульптур в музее немного.

  1. Из истории
  2. Музей снаружи
  3. Интерьер и экспонаты
  4. Необычные арт-объекты
  5. В помощь туристу
  6. На чем добраться до музея
  7. Подведем итоги
  8. Инженерные идеи – Музей Гуггенхайма: Видео

Из истории

В промышленном городе Бильбао в первой половине ХХ века особых достопримечательностей не было, поэтому сюда редко приезжали туристы.

В конце 80-х годов, когда начался спад производства, остро встал вопрос об оживлении экономики за счет привлечения туристов. Тогда местные власти решают изменить город руками известных архитекторов современности. Как раз в это время фонд всемирно известного мецената Гуггенхайма искал место для строительства нового музея в Европе.

За возможность получить новый музейный комплекс Гуггенхайма боролись большие города, среди которых были Вена, Токио, Зальцбург и другие. Но фонд выбрал промышленный Бильбао.

Музей был построен к 1997 году. На церемонии открытия присутствовали король Хуан Карлос I и его супруга королева София.

Появление музея сильно изменило жизнь города. Новый культурный центр вошел в список мест, рекомендуемых для посещения в Испании.

Интересно, что на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике из-за высокой стоимости проекта, однако уже к 2013 году музей окупился 37 раз.

Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что его работы никогда не будут выставлены в музее. Но быстро одумался, и сегодня его скульптуры входят в постоянную экспозицию.

Музей снаружи

Для постройки здания музея был привлечен архитектор Фрэнк Гери, который известен авангардными работами. Созданный и воплощенный им проект действительно получился оригинальным, и великолепным примером современного искусства является уже сама архитектура здания: вблизи оно похоже на хаотичное нагромождение блестящих блоков, а издалека напоминает корабль или даже распустившийся бутон розы.

Для наружной отделки использовались плиты песчаника, тонированное стекло и титановые пластины. Уложеннын по принципу рыбной чешуи, они красиво переливаются на солнце и отражаются в водной глади реки.

Особенно эффектно здание музея выглядит вечером, когда включают неоновую подсветку. По периметру установлена машина по производству облаков. Когда запускаются ее форсунки, задние начинает окутывать плотный туман. Светящаяся туманная скульптура на берегу реки смотрится сказочно. Правда, увидеть это зрелище можно только в безветренную погоду.

Интерьер и экспонаты

Интерьер музея представляет собой постоянно меняющееся пространство. Основа коллекции — произведения современного искусства начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь выставлены работы Марка Ротко, Джеймса Розенквиста, Герхарда Рихтера, Энди Уорхола. В музее можно увидеть шедевры и современных испанских художников: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антанио Саура, Хуан Муньос.

В музее Гуггенхайма много интерактивных экспонатов, с которыми посетители могут контактировать с помощью видеоарта и инсталляции.

При этом в культурном комплексе выставляются и работы мастеров, чей гений проверен временем. Здесь были временные выставки рисунков Микеланджело, гравюр Дюрера из коллекции Государственного Эрмитажа.

Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы.

Третий этаж занимает постоянная экспозиция с картинами художников середины прошлого столетия. Еще в трех залах представлены работы различных направлений – от кубизма до сюрреализма. Здесь можно увидеть работы Пикассо, Модильяни, Кандинского и др.

На первом и втором этажах организовываются временные выставки. Например, там можно увидеть работы Луизы Бурже. Ее инсталляции представляют собой маленькие пространства, куда нужно заглядывать словно в замочную скважину, чтобы увидеть странный предмет, наводящий на раздумья.

Наиболее впечатляющая работа Ричарда Сери «Материя времени» — скульптурная группа, которая поражает масштабами и весит до трех тонн. Она представляет собой некие закругленные коридоры, двигаясь которыми по спирали, оказываешься в замкнутом пространстве.

В других залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса.

Несколько залов занимают работы немецкого художника Ансельма Кифера. При написании картин он использует не только краски, но и подручные материалы, например шелуху от семечек.

Впечатляет выставка «Прыгающие волки»: 90 волков размером в натуральную величину прыгают на огромную стеклянную стену, бьются о нее, отряхиваются, идут обратно и прыгают снова.

Необычные арт-объекты

Еще не заходя внутрь здания, посетители понимают, что их ожидает что-то необычное. Фасад музея охраняет 13-метровый цветочный щенок по кличке Пуппи. Скульптора Джеффа Кунс вдохновила шотландская порода West highland white terrier. «Шерсть» собаки состоит из 70 тысяч цветков. Здесь есть бархатки, ноготки, петуньи, магнолии и прочие.

Собака меняет цвет в зависимости от того, какие цветы цветут. Как только цветы отцветают, их сразу же заменяют новыми.

Изначально скульптура предназначалась для выставки в Германии в 1992 году, потом была перевезена в Австралию. Щенок был привезен в Бильбао к открытию Музея современного искусства, где стоит и по сей день.

Под козырьком здания размещена еще одна инсталляция американского художника Джеффа Кунса — «Тюльпаны». Но увидеть ее можно, только пройдя на первый этаж. «Тюльпаны» изготовлены из нержавеющей стали и покрыты цветной глазурью. На вид кажется, что цветы выполнены из хрупкого стекла, который является материалом для новогодних игрушек.

На набережной возвышается 9-метровая паучиха. Инсталляция называется «Мама» и принадлежит скульптору Луизе Бурже. Художница испытывая особую страсть к паукам, в этой работе отразила теплые чувства к родной матери, поскольку та была ткачихой.

За паучихой находится мост La Salve с яркими красными арками, автором которого является художник-концептуалист Даниель Бюрен.

Увидеть скульптуру «Высокое дерево и глаз» Аниша Капура можно, пройдя к реке. Инсталляция напоминает цепь ДНК и состоит из 73 стальных шаров диаметром 1 метр. Высота скульптуры ‒ 14 метров.

Под мостом находится скульптура, изображающая лидера социалистической рабочей партии — Рамона Рубиаля Кавия, который “направляется” к «Воротам Почтения» — работе Касто Солано.

В помощь туристу

Музей находится по адресу: Бильбао, Abandotbarra Etorbidea, 2.

Телефон для справок: (+34) 94-435-90-00.

Время работы:

  • вторник—воскресенье с 10:00 до 20:00;
  • июль—август — работает и в понедельник;
  • 24 и 31 декабря — 10:00 – 17:00;
  • 25 декабря и 1 января — закрыт.

Стоимость билета: для взрослых — 16 евро, для студентов до 26 лет и пенсионеров — 9 евро, для детей — бесплатно.

На чем добраться до музея

Музей находится в центре города, поэтому добраться к нему можно на разных видах муниципального транспорта.

Автобусы:

  • 1, 10, 13, 18 и А — остановка Museo 1/Henao;
  • 13, 27,38 и 48 — остановки Alda, Recalde 31 и 11 и Alda, Recalde 12;
  • 11 и 71 — La Salve / Igogailua и Campo Volantin / La Salve.

Метро: станция отправления — Moyua, станция прибытия — Ercilla-Guggenheim.

Трамвай: № 7, остановка Guggenheim.

Подведем итоги

Музей Гуггенхайма в Бильбао впечатляет уже своей архитектурной формой. Необычное здание окружают оригинальные скульптуры. Сам по себе музейный комплекс можно назвать одной большой инсталляцией.

В просторных холлах периодически появляются новые скульптуры, картины и другие произведения современного искусства. Наряду с работами художников современности можно увидеть легендарные работы Микеланджело, Пикассо и Дюрера.

Инженерные идеи – Музей Гуггенхайма: Видео


Музей Гуггенхайма

Испанский город Бильбао богат историческими достопримечательностями и садами, но до 1997 года здесь не было какой-то изюминки, ради которой сюда хотелось бы приехать. Благодаря архитектору Фрэнку Оуэну Гери, на набережной реки Нервьон появился удивительный музей Гуггенхайма (Guggenheim Museum). Он является одним из шести филиалов центров современного искусства, который работает от Фонда Гуггенхайма.

Архитектура музея Гуггенхайма в Бильбао

Здание музея построено в стиле деконструктивизма и напоминает футуристический космический корабль или необычное морское судно. Облицовка стен состоит из тысяч титановых пластин общей площадью 24 000 кв.м, напоминающее рыбную чешую. В дневное время здание переливается матовым металлом, а на закате становится золотым. Центральный атриум напоминает огромный металлический цветок, от него расходятся «лепестки», в которых находится ряд последовательно примыкающих помещений для выставок.

При безветренной погоде посетители музея могут увидеть как музей окутывает дымкой тумана. Это проект Фуджику Накайа, который спрятал специальные установки по периметру строения. Такого вы больше не увидите нигде в мире.

В одном из интервью газете The New York Times архитектор Филип Джонсон назвал музей Гуггенхайма в Бильбао «величайшим зданием современности».

Экспонаты: что посмотреть в музее изобразительных искусств в Бильбао

Еще не заходя внутрь здания, у посетителей не остается сомнений, что им предстоит познакомиться с необычайно замысловатыми экспонатами. Внимание привлекает абсолютно каждая деталь.

«Цветочная собака»

Фасад музея охраняет 13-метровая цветочная собака (Perro de la flor) по кличке Пуппи. Скульптор и художник Джефф Кунс взял за основу образ щенка шотландской породы west highland white terrier. «Шерсть» собаки состоит из 70 000 цветков. Тут и бархотки, и ноготки, и петунии, и магнолии и др. Как только цветы отцветают, их тут же заменяют новыми.

Изначально скульптура была предназначена для выставки в Германии в 1992 году, после чего планировалось разобрать экспонат на клумбы. Но планы поменялись, и собака пробыла в Германии до 1995 года. Затем скульптуру демонтировали и перевезли в Австралию, на площадь Музея современного искусства в гавани Сиднея, где она простояла два года. К открытию Guggenheim Museum инсталляцию привезли в Бильбао, где она находится по сей день.

Читайте также:  Большая Соборная мечеть в Кордове: фото и описание залов

«Тюльпаны»

Еще одна работа американского художника Джеффа Кунса — «Тюльпаны». Инсталляция размещена на специальной платформе под козырьком здания, но увидеть ее можно только, купив билет в музей и пройдя первый этаж. «Тюльпаны» выполнены из нержавейки, покрытой цветной глазурью. На вид инсталляция выглядит, как шарики из хрупкого стекла. К слову, Джефф Кунс создал 5 версий «Тюльпанов», подобные композиции можно увидеть в Нью-Йорке, Санта-Монике, Лас-Вегасе.

Паук «Мама»

Скульптура громадной 9-метровой паучихи носит имя Maman и принадлежит живописцу и скульптору Луизе Буржуа. Конечно, возникает вопрос, почему столь устрашающая инсталляция называется «Мама». На самом деле, Луиза Буржуа в своих работах испытывала особую страсть к паукам, поэтому Maman — это ничто иное как отражение теплых и дружеских чувств к родной матери скульптора. А так как мать была ткачихой, то и аналогия с пауком, по мнению автора, вполне логична.

«Красные арки»

Сразу за пауком находится мост La Salve с красными арками — вот эти самые арки также являются скульптурой и относятся к музею Гуггенхайма. Работа победила в конкурсе, проводимом к 10-летию музея, и принадлежит художнику-концептуалисту Даниэлю Бюрену.

«Высокое дерево и глаз»

Пройдя чуть ниже к реке, перед вами откроется скульптура «Высокое дерево и глаз» (Tall Tree and the Eye) Аниша Капура. 14-метровая инсталляция, напоминающая цепь ДНК, состоит из 73 стальных сфер диаметром 1 метр. Шары выполнены из никелевой аустенитной нержавеющей стали.

Рамон Рубиаль Кавия и «Ворота Почтения»

Под мостом стоит скульптура, изображающая лидера Испанской социалистической рабочей партии — Рамона Рубиаля Кавия. А «идет» Рамон Рубиаль к «Воротам Почтения» (La Puerta de los Honorables), которые создал Касто Солано.

Осмотревшись снаружи музея Гуггенхайма, заходим в здание, чтобы оценить другие работы современного изобразительного искусства.

Общая площадь выставочных площадей занимает 11 000 кв. м, экспозиции представлены в 19 галереях. Самая большая галерея имеет площадь 3900 кв.м, здесь представлена инсталляция Ричарда Серра «Материя времени». Она представляет собой 8 монументальных скульптур, напоминающих лабиринты. Данная инсталляция создавалась скульптором на протяжении 9 лет и отмечена престижной наградой Принца Астурийского.

В одном из залов посетители могут увидеть одно из самых знаменитых полотен американского художника Энди Уорхола «150 разноцветных Мэрилин» (1979). Работа выполнена на холсте размером 201 x 1,055 x 6 см акриловыми и шелкографическим чернилами.

К слову, это не первая работа Уорхола с изображением Монро. В 1962 году, сразу после смерти актрисы, художник написал «Диптих Мэрилин». Работа состоит из двух полотен — 50 цветных и 50 черно-белых портретов кинодивы. Художник хотел показать контраст жизни и смерти главного секс-символа 50-х годов 20 столетия. Данная работа находится в Галерее Тейт (Ливерпуль).

У поклонников абстракционизма есть возможность увидеть работы испанского скульптора Хорхе Отейса: Empty Box with large opening, Metaphysical Box by Conjuction of Two Trihedrons, Study for the Emptying Sphere.

Также в постоянную коллекцию входят картины «Большая голубая антропометрия» Ива Кляйна, «Вилла Боргезе» Виллема де Кунинга, Phoenician Red Studio Роберта Мазервелла.

Безусловно, это лишь малая часть экспонатов из постоянной выставки. О других работах, а аткже временных экспозициях в музее Гуггенхайма в Бильбао можно узнать на официальном сайте: https://www.guggenheim-bilbao.eus/en/exhibitions/.

Информация для посетителей

Директор музея Гуггенхайма в Бильбао: Хуан Игнасио Видарте.

Адрес: Abandoibarra Etorb.,2 Bilbo, Bizkaia.

К слову, это центр города, поэтому множество отелей Бильбао сосредоточены именно здесь.

Как добраться

На метро: станция Moyua, выход Ercilla-Guggenheim.

На трамвае: трамвай №7 до остановки Guggenheim.

На автобусе:

  • маршруты 1, 10, 13, 18 и A, остановка Museo 1/Henao;
  • маршруты 13, 27, 38 и 48 на остановках Alda. Recalde 31 и 11 и Alda. Recalde 12;
  • маршруты 11 и 71 на остановках: La Salve / Igogailua и Campo Volantín / La Salve.

Как работает музей Гуггенхайма в Бильбао:

  • со вторника по воскресенье — с 10:00 до 20:00;
  • понедельник — выходной (в июле и августе понедельник является рабочим днем);
  • сокращенные дни (до 17:00) — с 10:00 до 17:00;
  • выходные дни: 25 декабря и 1 января.

Цены на билеты:

  • взрослый: € 13;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров: € 7,50;
  • для групп (более 20 человек): € 12;
  • детям: бесплатно.

Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня. Также билеты можно купить онлайн на официальном сайте.

МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО

Взгляд на мир глазами современных художников

Историческая справка

Здание музея расположено на берегу реки Нервион, в самом центре города. Его двери были открыты для посетителей в 1997 году, после чего музей Гуггенхайма стал главной достопримечательностью и визитной карточкой Бильбао.

Музей посвящен современному искусству ХХ века и обладает внушительной коллекцией работ выдающихся мастеров новой эпохи. Это один из 6 подобных филиалов, работающих от фонда Соломона Гуггенхайма. Здесь проводятся как постоянные экспозиции, так и временные выставки испанских и зарубежных художников.

Здание, музея Гуггенхайма в Бильбао, было построено по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери с использованием передовых достижений системы автоматизированного проектирования CATIA.

Пожалуй, это самый большой и главный экспонат комплекса, впечатляющий своим инновационным дизайном и дерзкой конфигурацией. Уникальный образец революционной архитектуры современности стал великолепным фоном для выставленных в нем экспонатов.

Зрелищное строение по праву считается одним из лучших зданий в стиле деконструктивизма. Оно будоражит воображение самыми невероятными сравнениями. Многие видят в нем воплощение футуристического космического корабля, распускающейся розы, необычного морского судна или даже – артишока.

По словам известного архитектора ХХ столетия Филипа Джонсона, музей Гуггенхайма в Бильбао это «величайшее здание нашего времени». Хаотично искривленные металлические конструкции музея обшиты более чем 30 тыс. титановых пластин, которые переливаются матовым металлом днем и сияют золотом на закате, словно рыбья чешуя.

Главный атриум, высотой 55 метров, напоминает футуристический собор в форме огромного металлического цветка, от которого отходят «лепестки» из анфилад выставочных залов, общая площадь которых составляет 11 тыс. кв.м.

По периметру музея расположилось несколько причудливых скульптур, которые гармонично дополняют внешний облик здания.

Уличные экспонаты

Уличные арт-объекты сходу завораживают внимание гостей, как бы намекают на то, что впереди их ждут не менее замысловатые экспонаты. Чего только стоит гигантская скульптура паука, точнее паучихи с ласковым названием «Маман».

Паучиха – «Маман»

Ее высота – почти 9 метров, а миниатюрное тело с большим мешком яиц на брюшке парит на длинных, изящно тонких ногах. Образ самки Черной вдовы создает весьма контрастное впечатление: с одной стороны выступает мощь жестокого хищника-убийцы, а с другой ощущается хрупкость и уязвимость матери, готовой на все, чтобы дать жизнь своему будущему потомству.

Автор этой работы живописец и скульптор Луиза Буржуа испытывала большую страсть к паукам. К тому же мать Луизы была реставратором гобеленов, что натолкнуло художницу на создание столь необычного шедевра в дань ее уважения, ведь пауки так же ловко управляются с нитями, как и ткачи.

«Щенок»

Экспонат «Щенок», по кличке Пуппи – главный охранник музея Гуггенхайма в Бильбао. «Маленький песик», высотой 13 метров, продолжает расти не только образно, но и буквально. Его «шерсть», – это пестрый газон из благоухающих растений.

Гигантская цветочная собака шотландской породы вест-хайленд-терьер, окутывает зрителей ароматом разноцветных магнолий, ноготков, петуний и других цветов. Образ Пуппи наполняет радостью и оптимизмом, а по словам его автора прививает «доверие и безопасность».

Создатель данного экспоната, Джефф Кунс, использовал современные технологии компьютерного моделирования, чтобы сотворить нечто, подобное европейскому саду XVIII века. Благодаря его стараниям, Пуппи появился на свет в 1992 году, успев побывать в Германии и Австралии, пока «не прибыл на службу» в Бильбао, к вратам музея Гуггенхайма.

«Тюльпаны»

Еще один шедевр современного искусства, работа известного американского художника Джеффа Кунса «Тюльпаны». Букет из ярких воздушных шаров разного цвета выполнен из нержавеющей стали, покрытой цветной глазурью.

На вид конструкция выглядит легкой, хрупкой и воздушной, как будто вот-вот взлетит в воздух! Сочные краски, впечатляющие объемы, в сочетании с ощущаемой невесомостью «тюльпанов» создают праздничное настроение и восторг.

«Высокое дерево и глаз»

Прямо возле реки Нервион разместилась 14-метровая инсталляция скульптора Аниша Капура «Высокое дерево и глаз». Монументальное сооружение выполнено из 73 отражающих стальных сфер диаметром один метр, закрепленных вдоль трех осей.

Зеркальные поверхности шаров причудливо отражают, преломляя окружающее пространство, создавая и в то же время растворяя новые формы и изображения. Парящие сферы напоминают цепь ДНК, вызывая иллюзию центра притяжения всех объектов и предметов вокруг.

Прямо на пруду у здания музея, можно полюбоваться, еще одним шедевром современного искусства, великолепной работой художницы Фудзико Накая «Туманная скульптура». Эта инсталляция необычна тем, что она неосязаема и непостоянна, так как создается не человеком, а…. туманом!

Искусственно созданные волны «видимого воздуха» расстилаются над водной гладью, окутывая все вокруг молочными облаками. В зависимости от ветра и погодных условий, туманная пелена каждый раз рисует новые образы и формы, завораживая своего зрителя особым шармом и красотой.

Выделяющаяся необычным дизайном и ярким цветом красная арка над мостом Ла Сальве – это тоже арт-объект и экспонат музея Соломона Гуггенхайма. Работа выполнена художником концептуалистом Даниэлем Бюреном специально к 10-летию открытия филиала в Бильбао.

Конструкция арки спроектирована таким образом, что она изящно отражается как в воде, так и в титановом покрытии музея, а также делает силуэт моста менее жестким, но более заметным.

«Суть времени»

В крупнейшей из 19 галерей, под названием Арцелор, размещен самый тяжелый и масштабный экспонат музея Гуггенхайма – инсталляция из 8 монументальных скульптур Ричарда Серра «Суть времени». Это центральная работа коллекции музея, отмеченная престижной наградой Принца Астурийского.

Над ее созданием автор трудился целых 9 лет. Скульптуры высотой более 4,5 м. представляют собой разные текучие формы от длинных волн и незамкнутых цилиндров до спиралевидных лабиринтов. Каждый экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – это, стоящие на ребре, листы атмосферостойкой стали, слегка тронутые ржавчиной и плавно изогнутые по замыслу художника.

Читайте также:  Экскурсии в Хаммамете, цены. Лучшие развлекательные туры

Ричарда Серра специально организовал выставочное пространство так, чтобы оказать многогранное влияние на восприятие движения, а также создать незабываемое ощущение пространства в динамике. Так, экспонат «Материя времени» порождает чувство нестабильности, а 30-метровый узкий коридор «Змея» вызывает страх и дискомфорт у тех, кто боится тесных, замкнутых пространств. В целом, экспозиция напоминает параллельную вселенную, поражая своим размахом и оригинальностью.

«150 разноцветных Мэрилин»

В музее Гуггенхайма в Бильбао представлено одно из наиболее знаменитых полотен Энди Уорхола, – «150 разноцветных Мэрилин», посвященное популярной актрисе, секс-символу 50-х годов Мерилин Монро. С помощью шелкографических акриловых чернил художник создал одно и то же лицо знаменитости, разными цветами и оттенками.

Один из залов музея Гуггенхайма, занимает поучительная инсталляция Цай Гоцяна «Прямолинейность». 99 волков вслепую мчатся навстречу стеклянной стене, разбиваясь о ее поверхность.

Зрелищная экспозиция наилучшим образом демонстрирует все «прелести» стадного менталитета, который не позволяет разглядеть правильный путь в сводах общепринятых норм.

Весьма символическим смыслом наполнена работа Дженни Хольцер – «Инсталляция для Бильбао». Композиция создана из 9 светодиодных панелей высотой 12 м., по которым бегут слова больных СПИДом людей, переживающих страдания и отвержение обществом.

«Бассейн»

В одной из галерей, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, расположен самый неоднозначный шедевр современного искусства, картина «Бассейн». Однако, многие посетители замечают это творение не сразу. Все потому, что экспонат не висит на стене, а лежит на полу.

Огромное полотно насыщенного синего цвета площадью около 560 кв.м напоминает водную гладь небольшого озера, завораживая ультрамариновой глубиной, играющей яркими оттенками в лучах света. Глядя на картину, так и хочется нырнуть в эту бесконечную синюю бездну! Ее автор, – одна из наиболее значимых фигур современного искусства середины ХХ века, выдающийся французский художник-новатор Ив Кляйн.

Будучи неординарной личностью, он обладал богатым внутренним миром. Ив Кляйн доказал своим творчеством, что жест, современного художника, может быть гораздо важнее его произведений, а все гениальное – действительно просто. Шедевр можно создать не только кистью и резцом, но и роликом, телом, огнеметом, дождем, ветром и даже, – пустотой.

«Большая голубая антропометрия»

Великий мастер дал толчок развитию новых направлений в современном искусстве, таких как минимализм, концептуализм, перфоманс.

Ив Кляйн очень любил синий цвет, который считал символом мечты и бесконечности Вселенной. Именно синий становится единственным цветом его работ: картин, скульптур, инсталляций. Кляйн использовал приготовленную по собственному рецепту краску, которую даже официально запатентовал под названием «международный синий цвет Кляйна».

«Большая голубая антропометрия», – еще один экспонат и знаменитая работа художника, из постоянной коллекции музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Ее особенность в том, что в качестве кистей были использованы тела обнаженных моделей, которые обмазывались синей краской, после чего отпечатывали свой силуэт на холсте. Эта картина входит в группу из четырех произведений, так называемых антропометрий Кляйна.

Своими совершенно разными работами Ив ярко демонстрировал, что искусство порой, неожиданно многогранно, а бесконечность, как и нематериальное, тоже могут быть шедевром. Именно поэтому в 1960 году он совершает «Прыжок в пустоту», – самое обсуждаемое в СМИ, неоднозначно воспринятое событие его жизни.

«Прыжок в пустоту»

Современное искусство – в чем суть?

Многим посетителям, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, современное искусство может показаться не художественным, странным и непонятным. Большинство людей привыкли оценивать работу мастера, его талант, точность линий, чувство цвета и многие другие параметры. Такой подход применим в классическом искусстве, но неуместен в современном.

В современном искусстве, основополагающей ценностью обладает сама идея, ее оригинальность, уникальность, возможность поразить зрителя неординарностью и красотой. При этом, способ воплощения задуманного отходит на второй план, он может быть довольно простым, даже примитивным.

Казалось бы, как можно оценить туманную скульптуру Фудзико Накая, если ее нельзя даже зафиксировать, да и создается она не автором, а случайно и самой природой. Какое участие принимает Ив Кляйн в создании своих антропометрий? – никакого, но, тем не менее, это его творение, он их бесспорный автор.

Ив Кляйн, Фудзико Накая, предложили невероятно уникальные идеи, вложили в них глубокий смысл, свое внутреннее мироощущение. И уже не так важно, кем и каким образом их замысел был претворен в жизнь.

Только поняв и прочувствовав то, что хотел сказать современный художник своим произведением, можно по достоинству оценить его творение и восхититься им. А помочь в этом может книга Дэна Брауна «Происхождение», вышедшая в 2017 году. В ней необыкновенный гид проводит интересную экскурсию по музею, подробно рассказывая о каждом экспонате.

Музей Гуггенхайма в Бильбао

Архитектурный шедевр, одно из самых прекрасных мест Испании, величайшее здание в мире – так называют музей Гуггенхайма в Бильбао. Сооружение из титана и стекла стало визитной карточкой Страны Басков. Ежегодно его посещают не менее миллиона человек – не только испанцев, но и иностранных туристов. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников.

Интересные факты о музее

  • Музей в Бильбао – это третий зарубежный филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США). Еще два открыты в Венеции и Абу-Даби.
  • Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании.
  • Площадь музея составляет 24 000 кв. м, из которых 10 540 кв. м используется в качестве выставочных пространств, разделенных на 19 галерей.
  • Музей «снимался» в Бондиане – в фильме 1999 года «И целого мира мало». Кстати, нью-йоркский музей Гуггенхайма тоже любят режиссеры: в нем, например, сделаны некоторые эпизоды «Людей в черном».

Историческая справка

Переговоры о строительстве музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма начал вести с городскими властями в 1991 году. Спустя шесть лет, в октябре 1997 года, новый музей открыл свои двери для публики. О важности проекта для Испании в целом говорит тот факт, что на церемонии открытия присутствовал король Хуан Карлос I и его супруга королева София.

Новый культурный центр сильно улучшил имидж города и принес казне существенную прибыль, а сам музей вошел в списки мест, обязательных для посещения в Испании.

Тем не менее на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике. В частности, многие осуждали слишком высокую стоимость проекта (который, впрочем, уже в 2013 году окупился 37 раз). Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса и вовсе назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что никогда не будет выставляться в его стенах. Правда, он быстро передумал, и сейчас его работы входят в постоянную коллекцию музея.

«Величайшее здание нашего времени»

Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.

Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.

В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.

Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

В авангарде искусства

Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.

Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.

Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.

Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.

Временные экспозиции

Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.

А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.

Организационные моменты

Музей работает со вторника по воскресенье включительно с 10:00 до 20:00.

24 и 31 декабря музей будет работать до 17:00. 25 декабря и 1 января – выходной.

Стоимость билетов: взрослый – 10 евро, пенсионный – 6 евро, групповой (от 20 человек) – по 9 евро, студенческий (для людей моложе 26 лет) – 6 евро, дети и участники программы «Друзья музея» – бесплатно. В стоимость каждого билета входит аудиогид.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Добавить комментарий