Где находится Базилика Сакре-Кёр. Местоположение базилики Сакре-Кёр на карте Парижа и описание

Базилика Сакре-Кёр

Basilique du Sacré-Cœur

На возвышающемся над Парижем холме Монмарт величественно расположилась Базилика Сакре-Кёр. Белоснежный собор настолько гармонично вписался в инфраструктуру города, что теперь уже сложно представить Париж без него. Внешне Базилика больше походит не на католическую, а скорее греко-византийскую церковь, хотя это и не возможно, т. к. построена она была 1875 году, дабы сгладить выпавшие на долю французов в военное время тяготы и лишения.

Базилика – это не просто храм, а место приема странствующих паломников, которые приходят сюда и по сей день для вознесения молитв Христу за процветание и возрождение родного края. Строительство осуществлялось на собранные в окрестностях Парижа средства. Благодаря архитектурной смекалке был выбран и использован в строительстве необычный минерал, добывающийся в здешних местах, который при попадании на него воды становиться белым, что придало зданию еще большее величие и торжественность.

Достопримечательности базилики

Скульптура, мозаика и фреска в базилике

Начинать осмотр скульптурных достопримечательностей Сакре-Кёр следует еще на подходе к величественному сооружению.

Над базиликой возвышается статуя архангела Михаила, отлитая в бронзе. Скульптура установлена на колонне. Находится она вдали от главного входа, который венчают скульптуры Христа, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX. Изумрудная от времени бронза сияет под лучами дневного солнца на фоне белой, из тавертина, Сакре-Кёр. Этот цветовой контраст делает скульптуру архангела Михаила еще более могущественной. Архангел, облаченный в доспехи, держит в правой руке копье с развевающимся на ветру стягом. Он попирает ногой змея, издающего предсмертный вопль. Змей пронзен насквозь мечом архангела. Его левая рука застыла в движении над побежденным врагом. Лик его выражает спокойствие. Торжественно поднимаясь над базиликой, архангел Михаил охраняет церковь от вторжения всякого зла и посланников дьявола, вершит свой справедливый суд над змием. И такая участь постигнет любого, кто пожелает осквернить священные стены храма.

На фасаде, внешних стенах, базилики можно заметить скульптуры разнообразных горгулий, символизирующих то злое начало, от которого хранит Сакре-Кёр архангел Михаил. Эти мифические существа – обязательный элемент католических храмов. Они всегда изображены устрашающе. На базилике встречаются как «классические» – безобразные, страшные – горгульи, так и абсолютно новаторские для того времени – горгульи, предстающие в образе животных.

Выделяется среди них горгулья в облике свиньи. Горгульи изгнаны за стены храма. Их расположение отражает ту темную сторону личности человека, его дьявольское начало, от которого его спас и очистил Христос. В этих существах, населяющих внешние стены Сакре-Кёр, нашли свое отражение демоны, восставшие против Божьей воли, а в противовес им внутри базилики расположены многочисленные скульптуры и изображения ангелов, посланников Бога.

Можно также приметить на фасаде скульптуру курицы. Птица, сидя в гнезде, раскинула крылья в знак защиты своих цыплят. Курица символизирует материнскую опеку Бога над верующими в него, которые каждый день сталкиваются с опасными соблазнами.

Внутри Сакре-Кёр представлены ослепляющие великолепием и роскошью скульптуры и изображения ангелов, святых и библейских сцен. Под куполом находится большая, излучающая радость и свет фреска. В ее центре – фигуры ликующих, поющих, играющих на музыкальных инструментах ангелов в белых одеждах на фоне неба, сделанного из золота. Они приносят весть о воскресении Христа. На нижнем плане расположены фигуры святых, которые радуются этой вести. Яркое, солнечное золото неба усиливает это всеобщее ликование во славу Иисуса.

Чуть ниже, под куполом, на стене между арок находится скульптура ангела воскресения. Выполнена она из мрамора. Ангел прижимает к груди распятие, наполовину закутанное в его одежды. Он парит над прихожанами, склонив голову, и наблюдает за ними, улыбаясь. На стенах можно заметить также фигуры ангелов-музыкантов, представленных в облике детей. Они символизируют чистый, невинный дух, созданный Богом. Они поют в его славу песни и молятся ему.

На клиросе сиденья украшены небольшими скульптурами животных. Наиболее примечательная, необычная из них деталь – улитка.

На витражах базилики наиболее значимым изображением является рыба как один из первых символов веры христиан.

Внутренние стены базилики почти на всем протяжении покрыты мозаиками.

Одни из них изображают ангелов: например, мозаика «Ангел-хранитель», на которой ангел с опаленными красными крыльям оберегает человека от опасностей на его жизненном пути. На других мозаиках представлены животные.

Среди них выделяется мозаика, изображающая пеликана, кормящего своих детенышей. Это метафора Иисуса Христа, который отдает свое тело и кровь в форме хлеба и вина во время таинства Евхаристии. Согласно древнему сказанию, пеликаны могли кормить своих детей собственной плотью.

Внимания также заслуживают мозаики, рисующие петуха, который отсылает одновременно к отречению Петра и утренней вести о воскресении Христа, и купающихся в фонтане оленей. Олени символизируют просьбы к Богу в молитвах.

В апсиде расположены две золотые фигуры ангелов. Они держат дарохранительницу, в которой находятся святые дары – хлеб и вино. Надо помнить, что в Сакре-Кёр ежедневно происходит литургия часов, поэтому алтарь в апсиде выполняет не только эстетическую функцию. В этой части базилики находятся также золотые барельефы, изображающие библейские сцены и ангелов. Среди них – скульптура архангела Гавриила и Девы Марии.

Мозаика в апсиде

В апсиде, дальней части базилики, под куполом расположена огромная золотая мозаика «Величие Господне». По своему размаху и исполнению она уникальна во всем мире. Она изображает сцену воскресения Христа.

В центре мозаики – фигура Иисуса, облаченного в белые одежды. Он развел руки в стороны, обнажив сердце. Контуры сердца запечатлены золотом на белой одежде. Это отсылает к названию базилики – Сакре-Кёр, «святое сердце». Окружают фигуру Христа образы практически всех людей и святых. Все они варьируются в размере, но не превышают размеры изображения Иисуса.

Эта грандиозная мозаика композиционно разделена на две части, соединенные фигурой Христа. По левую сторону от Иисуса, или «святого сердца» – группа изображений, символизирующих церковь. Они представлены Папой Римским Климентом XIII, Блаженным Пием IX, Львом XIII – все они сыграли значительную роль в становление церкви Святого сердца, к которой принадлежит базилика. Папа Римский Лев XIII протягивает Христу глобус, метафору всего человечества. Дальше, за спинами фигур Пап Рисских, в левом нижнем ряду представлены группы изображений людей разных национальностей. Они символизируют все пять континентов, которые благословляет Церковь Сакре-Кёр.

Справа от фигуры Христа – группа изображений, демонстрирующая важные события в истории Франции и Церкви Святого сердца. Эти сцены рисуют преклоненных в молитве колена прихожан во время разных исторических потрясений: чумы 1720 года, казни Людовика XVI и всей королевской семьи и других. Главной среди них является персонифицированный образ Франции. Она протягивает корону Иисусу, что символизирует благословление всего французского народа.

Два верхних ряда состоят из ликов святых. Левый ряд представлен святыми, наиболее почитаемыми в Церкви Святого сердца, а правый – мучениками Франции. Они расположены параллельно друг другу и смыкаются над головой Христа. В точке их соединения, в самом центре купола, изображена Святая Троица: Святой Дух предстает в форме голубя.

Композицию поддерживают самостоятельные фигуры большого размера: Дева Мария справа и Святая Жанна Д’Арк слева. Это придает мозаике объемность изображения.

Орган

Великий орган Сакре-Кёр поистине ошеломляющего размера. Это один из самых больших органов в мире. Пульт органа состоит из 4 мануалов, клавиатур для ручной игры, и одной педальной клавиатуры. Спроектировал орган Аристид Кавайе-Коль.

Орган расположен в архитектурной нише, возвышаясь над клиросом и хором. Темное дерево, из которого он был сработан, кажется, впитало в себя прошедшие века. Орган украшен скульптурами ангелов: они сидят посередине этого широкого музыкального гиганта, опираясь на механические часы. В нижней, обращенной к зрителям и хору части орган украшен рядом икон. Выполнены они из такого же оттенка дерева с добавлением золота. По пять с каждой стороны от центра – скульптурной группы ангелов. Именно на эту – декоративную – часть органа падают лучи дневного солнца, красиво играя на резной поверхности икон. В то время как великий орган всегда скрыт в тени, что придает ему еще более мистический, вневременной вид.

Этот великий музыкальный инструмент, который является частью культурного наследия Франции, уникален не только дизайном, но и особенностями звука. Орган обладает неповторимым звучанием и имеет 78 регистров. По своим техническим характеристикам и возможностям, которые он давал органисту, он опередил свое время. За время своей службы в базилике он перенес несколько реставраций. Самая последняя из них, к сожалению, так и не была закончена. В ходе нее были полностью заменены пневматические части только с серьезными повреждениями. Нетронутые части продолжают разрушаться. Трубы органа покрыты толстым слоем пыли, а это отрицательно сказывается на высоте и тембре звучания. Тем не менее, на великом органе постоянно играют во время литургических служб, проходящих в базилике.

Орган Сакре-Кёр уступает по популярности только органу Собора Парижской Богоматери.

Крипта

Крипта находится под алтарной частью базилики. Она представляет собой подземный сводчатый зал, в котором находятся захоронения, мощи святых и мучеников.

Перед алтарем в брусчатку пола гармонично вписан камень основания Сакре-Кёр.

Скульптуры в крипте выполнены в строгом, аскетическом стиле. Загробный мир из серого, тусклого мрамора противопоставлен яркости и золоту мозаик и фресок основной части базилика, где радость воскресения – основная тема скульптур.

Строгие колонны формируют широкую внутреннюю галерею, удобную для проведения религиозных процессий. В центре крипты располагается Пьета, которая поддерживает свод галереи. Она представлена монументом Девы Марии, скорбно стоящей на коленях перед крестом. Творческие вариации Пьеты Микеланджело часто используются для украшения погребальных залов.

Крипта Сакре-Кёр состоит из 7 восточных и 7 западных погребальных залов.

Колонны зала Святого Петра служат опорой для апсиды базилики. Алтарь Святого Петра украшен довольно современно – бумажными символами святого сердца. К нему приходила молиться Святая Тереза. Если пройти по залам захоронений дальше, можно увидеть немало интересных скульптур. Следует обратить внимание на статую в честь кардинала Аметта и монумент, посвященный погибшим во время второй миррой войны священникам и семинаристам. Оба они исполнены в мраморе. Выделяется на их фоне бронзовая скульптура лежащего Христа, особенно почитаемая в Страстную пятницу.

Сами надгробия порой являются шедевром пластического искусства. Наиболее примечательны среди них надгробные плиты кардиналов Гильберта и Ричарда, украшенные рельефными портретами усопших. Там же находится урна с сердцем Александра Лежантиля, инициатора национального обета, в честь которого и была построена базилика.

Экскурсия по базилике

Экскурсий под руководством гида в Сакре-Кёр нет. Базилика является действующей церковью, и каждый день в ней проходят литургии часов. Многие верующие совершают сюда паломничество. Туристам предлагается составить свою собственную экскурсию и осмотреть достопримечательности базилики в удобном для себя темпе. Поможет в этом путеводитель по Сакре-Кёр, который продается в книжной лавке базилике и стоит всего 5 евро. Там же можно приобрести буклет, рассказывающий о святых, сыгравших важную роль в истории базилики. Представлены версии на разных языках. По понедельникам книжная лавка не работает.

Во время осмотра достопримечательностей следует соблюдать тишину, чтобы не мешать литургической службе и паломникам. Все виды съемки в базилике запрещены.

Хотя услуг экскурсовода в Сакре-Кёр нет, но существует более интересная альтернатива. Каждый день, кроме понедельника, у стойки администратора можно найти Сестру Бенедиктинского Ордена Церкви Святого Сердца и задать ей любой вопрос о базилике, на который она с радостью ответит.

Базилика Сакре-Кер в Париже – молитва об искуплении грехов

Адрес: Франция, Париж, 18-ый округ, холм Монмартр
Начало строительства: 1875 год
Окончание строительства: 1914 год
Архитектор: Поль Абади
Высота колокольни: 94 м.
Основные достопримечательности: витражи, мозаичные панно, самый большой колокол Парижа — «Савояр», статуи Жанны д’Арк и Людовика Святого
Координаты: 48°53′12″N 2°20′34″E

Краткое описание

Если задать вопрос жителям любой страны в мире: «С чем ассоциируется в первую очередь Париж?», – подавляющее большинство респондентов назовет Эйфелеву башню. Однако с этим в корне не согласны сами парижане, которые главными достопримечательностями своего родного города, в котором, к слову, находится огромное количество памятников архитектуры и истории, называют Собор Парижской Богоматери и великолепную белоснежную Базилику Сакре-Кёр.

О последнем архитектурном шедевре, который возвышается на легендарном холме Монмартре, и привлекающий огромное число туристов не только с Европы , но и со всего мира, пойдет речь в данном материале. Базилика Сакре-Кёр, несмотря на то, что построена она была сравнительно недавно, является, по мнению коренных жителей Парижа, одним из главных символов города.

Вид на главный фасад базилики Сакре-Кёр

Базилику Сакре-Кёр можно увидеть практически с любой точки Парижа, как и башню Эйфеля. Естественно, высота храма значительно меньше башни, но благодаря тому, что построен он на вершине холма, создается впечатление, будто базилика – это самое высокое здание столицы Франции. Кажется оно не только самым высоким, но и самым великолепным. Такой визуальный эффект достигается благодаря уникальному камню, из которого практически полностью построен «Храм Сердца Христова». Когда над Парижем восходит солнце, у всех без исключения появляется твердая уверенность в том, что Базилика Сакре-Кёр частично прозрачна и подсвечивается при помощи ультрасовременных технологий изнутри. Естественно, это мнение ошибочно, точно так же она «светилась» и в конце 19-го века, когда и речи ни о какой подсветке быть не могло. Как уже говорилось выше, фантастическое зрелище Базилика Сакре-Кёр являет всем парижанам и гостям города благодаря четко выверенным расчетам архитекторов и удачному выбору строительного материала. На уникальном камне, из которого и построили католический храм, следует обязательно остановиться чуть ниже, впрочем, как и на имени талантливого архитектора.

Кстати, стиль, в котором построена Базилика Сакре-Кёр, довольно часто называют римско-византийским, однако современные архитекторы утверждают, что «Храм Сердца Христова» в Париже больше напоминает собой огромную греко-византийскую церковь. Перепутать Сакре-Кёр с каким-либо другим храмом Парижа не сможет даже человек, впервые приехавший в столицу Франции. Во-первых, базилика построена на самой высокой точке города, а во-вторых, ее стиль и, как часто говорят гиды – «белоснежное великолепие», не встречается больше нигде в мире.

Вид на юго-восточную сторону фасада здания

Базилика Сакре-Кер – «искупление грехов»

Строительство Сакре-Кер началось в 1875-м году, и было связано с религиозными взглядами Юбера де Флери и Александра Лежанти. Эти два ревностных католика, глядя на бедственное положение в котором находилась Франция в те годы, дали обет построить в столице страны великолепный храм, посвященный «Сердцу Христову». В Париже, как и в других городах Франции, после поражения во франко-прусской войне все приходило в упадок, жители бедствовали, в некогда великой и могущественной стране невозможно было найти работу, а преступность росла с каждым годом.

Юбер де Флери и Александр Лежанти обратились к французам с пламенной речью, в которой основной акцент делался на том, что такое затруднительное положение связано с тем, что бог отвернулся от Парижа. Они призвали своих соотечественников сдать деньги на строительство великолепного храма, который бы стал началом новой Франции – богатой и процветающей. «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!», – говорилось в обращении к народу.

Читайте также:  Виза H1B в США: как ее получить в 2020 году

Народ Парижа всегда отличался особенным взглядом на религию и архитектуру своего города. Достаточно вспомнить только, какой эффект произвела на парижан Эйфелева башня. Кстати, примерно такое же отношение коренное население Парижа и выказало к новому проекту. Подавляющее число парижан было против возведения базилики на Монмартре. По свидетельствам очевидцев того времени, многие, даже незнакомые с планом люди, называли будущее сооружение не иначе, как «вульгарный праздничный торт».

Вид на террасу над главным входом и купола базилики

Если внимательно изучить историю, то можно понять такое отношение французов к обету католиков. Именно на Монмартре зарождалась Французская революция, которую даже после ее подавления все считали освобождением от «монархической кабалы». Парижане попросту не понимали, почему они должны просить у бога прощения за свержение власти и «восстановление справедливости», которая подразумевала собой разграбление всех памятников истории и архитектуры.

Однако не все французы столь негативно отнеслись к идее строительства «Храма Святого Сердца Христова». К словам и обету Юбера де Флери и Александра Лежанти прислушался даже сам парижский архиепископ Гибер, который поддержал верующих в их начинании. Он лично выбрал место, где будет построен новый величественный французский храм. Естественно, это оказалась самая высокая точка Парижа. Однако выбор холма Монмартра был связан не только с его высотой: именно на нем принял мученическую смерть за веру первый архиепископ города и один из его покровителей – Святой Дионисий. Более того, Гибер сразу же внес предложение строить не обычный храм, а именно базилику. Как известно, в католической вере, базилика – это место, куда собираются все верующие из разных уголков страны. В будущей базилике «Святого Сердца Христова» все верующие должны были возносить свои молитвы за процветание Франции и просить об искуплении грехов ее жителей.

Вид на базилику Сакре-Кёр сбоку

Базилика Сакре-Кёр – история строительства

Во Франции после франко-прусской войны все решения принимались чрезвычайно быстро и практически столь же быстро они воплощались в жизнь: страну необходимо было в прямом смысле воскрешать. Сразу же после того, как архиепископ Гибер выбрал место для строительства базилики, Национальное Собрание Парижа объявило конкурс среди архитекторов на разработку плана нового храма. Победу в этом конкурсе одержал опытный специалист, родившийся и выросший в Париже – Поль Абади. Он уже успел прославиться к тому времени работами, связанными с реставрацией Собора Парижской Богоматери.

Увы, как только закончилась разработка плана базилики Сакре-Кер, Абади умер. Его проект воплощали в жизнь еще пять архитекторов, каждый из которых вносил в архитектуру свои собственные элементы. Поэтому говорить о том, что Сакре-Кёр построена по плану Поля Абади, было бы не совсем верно. Однако Абади успел сделать главное, что и прославило новую базилику на весь мир: он удачно выбрал для нее строительный материал. Базилика, посвященная памяти погибших в франко-прусской войне и символизирующая молитву об искуплении грехов французской коммуны, была возведена из редчайшего минерала, который добывается только в небольшом поселении Шато-Ландон. Этот минерал уникален тем, что при соприкосновении с водой он становится ослепительно-белым. Дожди сделали свое дело: в настоящий момент Базилика Сакре-Кер будто светится изнутри. Ее цвет многие даже называют неземным, божественным.

Над главным входом базилики находятся скульптуры Святого Людовика (слева), Жанны д’Арк (справа) и Иисуса Христа (по центру)

Строительство базилики Сакре-Кёр длилось довольно продолжительное время. Дело все в том, что воплотить в жизнь проект Абади и разработать новые элементы храма, было крайне затруднительно. Во-первых, холм Монмартр из-за многочисленных каменоломен, в которых еще в древние века добывали гипс, мог не выдержать вес столь массивного сооружения. Для этого пришлось укреплять фундамент и рыть дополнительные шахты с перекрытиями: всего, согласно строительной документации, было вырыто 83 шахты, глубина которых достигала порой более 35 метров. Во-вторых, от плана Поля Абади, как уже говорилось выше, архитекторы решили со временем немного отойти: менялась эпоха, а вместе с ней менялись и стили. Именно по этой причине были увеличены купола Сакре-Кер и добавлена колокольня. Стоит отметить, что первый архитектор желал возвести базилику в южно-французском стиле, а благодаря работе новых архитекторов она приобрела вид греко-византийского храма. Достроить базилику Сакре-Кёр, по документам, удалось лишь в 1914-м году. Правда, эта дата лишь считается официальной, все работы над зданием были полностью завершены только в 1923-м году. Внутренняя отделка базилики была завершена еще позже.

Со временем парижане наконец-то поняли, что в их стране появилась уникальная в своем роде достопримечательность, в которой можно не только отмаливать свои грехи, но и которая удачно вписалась в образ современной столицы, да еще и приносит, благодаря туризму, неплохой доход.

Бронзовая фигура Святого Людовика на фасаде базилики

Базилика Сакре-Кер – одна из главных достопримечательностей современного Парижа

В наши дни ежегодно к Базилике Сакре-Кер приходят миллионы туристов. Их привлекает необычная архитектура храма, в которой удачно соединились сразу, по меньшей мере, три стиля. Необыкновенное чувство благоговения возникает у посетителей базилики во время службы: потрясающая роспись потолка, выполненная в золотистых тонах, звуки мощнейшего органа и пение хора навсегда остаются в памяти. Перед экскурсией в базилику Сакре-Кёр следует обязательно помнить о том, что фотографировать внутри действующего храма для паломников, категорически запрещено. Сделать памятные фото можно у входа в здание на фоне скульптур Жанны д’Арк и Святого Людовика. Эти исторические личности отлиты из бронзы, возле них всегда выстраивается очередь из туристов с фотоаппаратами.

Католики практически всегда присутствуют на службах, а туристы других вероисповеданий просто осматривают богатое внутреннее убранство храма и спускаются в крипту, где хранятся бесценные христианские реликвии. Именно в крипте можно поклониться огромной статуе Спасителя человечества с пылающим сердцем.

Сакре-Кер – памятка туристу

Вход в ослепительно белую базилику, которая по своей популярности может сравниться с Триумфальной аркой и даже творением Эйфеля, бесплатный, а вот подняться по ступеням на смотровую площадку, находящуюся на куполе базилики, обойдется в 5 евро. Эта сумма будет потрачена не впустую: вид, открывающийся с купола, способен ввести своим великолепием в немой шок даже повидавшего много на своем веку бывалого путешественника. Со смотровой площадки виден весь Париж и не только.

Бронзовая фигура Жанны д’Арк на фасаде базилики

В ясную погоду можно рассмотреть даже окрестности столицы Франции с их удивительными лесами и «затерявшимися» среди них шато. Высота самого высокого купола 83 метра, а колокольни – практически 100 метров. Кстати, именно в Сакре-Кёр находится самый большой во Франции колокол: он весит чуть более 19 (!) тонн, а его язык – 850 килограмм. Этот колокол имеет даже свое имя: «Савоярд». Назван он так неслучайно, его отлили не за деньги парижан, а за средства, пожертвованные жителями Савойи.

Базилика открыта для прихожан с 6 утра до 10-30 вечера. Подняться по длинной винтовой лестнице на смотровую площадку можно с 9 утра и только до 7 вечера, а зимой она закрывается в 18-00.

Несмотря на популярность базилики Сакре-Кер, полиции даже в наши дни не удалось справиться с огромным количеством мошенников, промышляющих возле одной из главных достопримечательностей Парижа. К слову, делятся они на три группы, и каждая из этих групп предлагает привязать на кисть туриста ниточку. Подавляющее число мошенников – это выходцы из африканских стран. Первые привязывают «ниточку на счастье» и потом просят за нее вознаграждение. Вернуть эту ниточку сразу не получится: снять ее можно только при помощи острого ножа или ножниц, поэтому многие туристы теряются и платят вымогателям деньги. Вторая группа – это мошенники, сотрудничающие с ворами: пока один из них предлагает «ниточку счастья», второй бесцеремонно копошится в сумке у гостя столицы Франции. И третья группа – мошенники, обладающие даром гипноза: предлагая «завязать ниточку счастья» они вводят человека в состояние ступора, и он сам отдает преступникам всю свою наличность.

Вид на юго-западную сторону базилики

Если турист посещает базилику Сакре-Кер в составе экскурсионной группы, гид заранее предупреждает об опасности и дает отпор мошенникам. В случае если гость Франции отправляется к базилике самостоятельно, ему лучше не обращать внимания на предложения африканцев и даже не смотреть им в глаза. К самому входу в Базилику мошенники не приближаются.

Базилика Сакре-Кёр — католический храм в Париже

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_likethis_3613″>

Базилика Сакре-Кёр – красивейший собор на вершине Монмартра, что в ясную погоду виднеется из любой точки Парижа.

История строительства

Решение построить базилику Сакре-Кёр зародилось 4 сентября 1870 года, в день провозглашения третьей Республики. В тот день епископ Фурнье разразился патетической речью о том, что французские войска потерпели поражение во франко-прусской войне в качестве божественного наказания за «нравственный упадок» после Французской Революции.

Общество, расколотое на набожных католиков и легитимных роялистов с одной стороны, и демократов, социалистов и радикалов с другой, было наказано. Несмотря на то, что в некоторых источниках заявляется, что базилика была возведена в честь пятидесяти тысяч павших во время войны, согласно распоряжению Национального собрания 1873 года (в ответ на пожелание архиепископа), базилика была построена, дабы искупить грехи Парижской Коммуны.

Именно на Монмартре состоялось первое восстание Парижской Коммуны, и там же был казнен архиепископ Даруа, ставший своего рода мучеником для возрождающейся Католической церкви. Его преемник утверждал, что в октябре 1872 года ему было видение, и в рассеявшихся над Монмартром облаках он узрел истину: «Именно здесь, здесь, где находятся души мучеников, здесь Священное сердце обязано воцариться, став маяком для страждущих».

С отставкой правительства Адольфа Тьера в мае 1873 г., епископ Франсуа Пье выразил национальное стремление к духовному обновлению: «Пришел час Божий», чему церковь Сакре-Кёр является главным, материальным памятником. Финансированием будущей базилики занялись все французские приходы, а само строительство заняло несколько десятков лет (1875—1914 гг.).

Архитектором проекта выступил талантливый творец Поль Абади, который обошел более семидесяти семи соперников. В 1880 году произошла попытка остановить строительство, когда базилика была названа «несмолкаемой провокацией к гражданской войне». Дело даже дошло до обсуждения в палате парламента, где проект защитил архиепископ, несмотря на утверждения Жоржа Клемансо (будущего премьер-министра), что базилика — материальная стигматизация революции. Ещё одна попытка прекратить работы была предотвращена в 1897 году, хотя к тому времени практически весь интерьер был доделан, и Сакре-Кёр работала, без малого, шесть лет.

Абади отошел в мир иной в 1884 году, застав только возведение фундамента, и строительство продолжалось под руководством пяти архитекторов: Оноре Дьюме (1884-1886 гг.), Жан-Шарля Лиане (1886-1891 гг.), Анри-Пьера-Мари Рауле (1891-1904 гг.), Люсьена Манье (1904-1916 гг.) и Жана-Луиса Уло (1916-1924 гг.). Все основные работы были завершены к 1914 году, но вмешалась война, и освящен храм был только в 1919 г.

Деньги на базилику, оцениваемые в семь миллионов французских франков и целиком пришедшие из пожертвований, закончились ещё до того, как показалась видимая наземная часть. Временную часовню освятили в марте 1876 года, и пожертвования паломников стали основой бюджета будущей базилики. Каждый, кто оставил пожертвование, мог заложить, к примеру, памятный кирпич.

Английский географ и историк Дэвид Харви отмечал, что эхо «мучеников» все ещё слышно в стенах базилики. Эта идея подтверждается тем, что в 1971 году демонстранты, преследуемые полицией, нашли убежище в Сакре-Кёр, в церкви, «построенной на трупах коммунаров». Это провокационное заявление было весьма красноречиво проиллюстрировано в распространяемых ими листовках.

Архитектура

Базилика Сакре-Крё — экстраординарное архитектурное строение. Это массивное задание, которое сумело сохранить свой яркий белый цвет даже в таком шумном и местами грязном городе, как Париж. Весь фокус в том, что построено здание из травертина, добытого в шахтах Шато-Ландон. Его главная в особенность, что при контакте с дождевой водой, камень приобретает белый оттенок.

Таким образом, храм освещает столицу своими белоснежными стенами. Общестилевое решение весьма необычно — святой храм пронизан римско-византийскими чертами, что ясно противопоставляется излишеству французского барокко в убранстве Дворца Гранье.

Многие элементы дизайна базилики символизируют националистические мотивы: в галерее, имеющей три арки, установлены бронзовые статуи святой Жанны Д’Арк и короля Святого Людовика IX, отлитые скульптором Лефевром, также имеется колокол весом в девятнадцать тон под названием «Savoyarde», отлитый в Анси и установленный в честь вход Савойи в состав Франции в 1860 году. Комплекс базилики включает сад для медитаций с фонтаном. Вершина купола открыта для туристов, с неё открывается незабываемый вид на Париж (вход наверх платный).

Внутреннее убранство

Подобное экстерьеру, внутреннее убранство базилики оформлено в римско-византийском стиле, что придает «Дому Господа» атмосферу гармонии и мира. Свет и некоторые детали оформления фокусируют внимание таким образом, чтобы сосредоточиться на полукруглой апсиде. Удивительной красоты витражные окна были уничтожены бомбардировкой 1944 года и заменены в 1946 году. Также в интерьере имеется два важных элемента, завершающих восхитительный ансамбль: мозаика и великий орган.

Мозаика площадью в 475 квадратных метров, изображающая Иисуса Христа, является одной из самых большим в мире. Иисус изображен воскресшим, облаченным в белые одежды и с распростёртыми руками, как бы открывая людям своё сердце. Окружают его обожатели, в том числе и святые, защищавшие Францию: Дева Мария, Святой Михаил, Святая Жанна Д’Арк, как олицетворение Франции, предлагающая корону, и Папа Лео XIII.

Большой трубный орган Базилики единогласно считается одним из самых потрясающих не только в Париже, но и во всей Европе. Этот инструмент — последняя работа прославленного мастера Аристида Кавайе-Коль. Из-за впечатляющего размера и уникального качества звука французское правительство признало орган национальным памятником в 1981 году.

Время работы и правила посещения

Базилика открыта для посещений ежедневно с 6 утра до 11 вечера. После 11 часов на территории Базилики могут оставаться только лица, зарегистрированные на ночную службу.

Так как базилика Сакре-Крё — католический храм, существует несколько основных правил посещения:

  • Съемка (видео и фото) внутри Базилики запрещены. С внешней стороны съёмка разрешена (предварительного разрешения администрации не требуется). На территории базилики можно приобрести фотографии для некоммерческого использования;
  • Сохраняйте тишину на территории Базилики, разговаривайте шепотом, чтобы не мешать молящимся;
  • Дабы проявить уважение к храму, вход в пляжной, излишне открытой и вызывающей одежду воспрещен.

Где находится и как добраться

Адрес: 35 Rue du Chevalier de la Barre, 75018 Париж, Франция

  • От станции Жюль Жоффрен (М 12) на Монмартробусе (Montmartrobus) — остановка Place du Tertre
  • От станции Пигалль (М 12 или М 2) на Монмартробусе (Montmartrobus) — остановка (остановка Norvins)
  • От станции Анвер (М 2) по канатной дороге или пешком
  • От станции Аббес по канатной дороге или пешком
Читайте также:  Анкета на визу во Францию: как заполнить в 2020 году

Автобусы под номерами 30, 31, 80 и 85 (остановка Anvers Sacr-Coeur).

Базилика Сакре-Кёр в Париже

Базилика Сакре-Кёр видна практически из любой точки Парижа, так как находится на самой высокой точке города — вершине Монмартра. В переводе с французского «Basilique du Sacré-Cœur» переводится как «базилика Святого Сердца», что означает — храм освящен во имя Сердца Христова.

Столь необычное название католической церкви связано с братствами, поддерживающими особый культ Sacratissimum Cor Jesu (лат.). Его основателем и вдохновителем была французская монахиня св. Маргарита Алакок (1647–90 гг.), канонизированная спустя почти 200 лет после смерти папой римским Пием IX. В распространении культа Святейшего Сердца Иисуса активное участие принимали иезуиты. В частности, большой вклад в развитие внес св. Иоанн Эд, написавший немало трудов на тему почитания Сердца Иисуса как символа любви Всевышнего к людям и их благодарности за дарованное человечеству спасение.

История строительства

Идея возведения величественного католического храма возникла после франко-прусской войны 1870–71 гг. как дань памяти жертвам военного конфликта. Вокруг выбранного на Монмартре места строительства долгое время велись споры. Протест простых граждан был вызван тем, что именно здесь происходили драматические события, связанные с падением Парижской коммуны, а появление на вершине холма ассоциировалось ими как увековечивание памяти тех, кто отдал приказ на разгром народного восстания.

Тем не менее, в 1873 году городские власти приняли решение о строительстве базилики на 130-метровой вершине Монмартра. Это было связано с несколькими событиями, произошедшими в давнем прошлом. Прежде всего, архиепископ Парижа — кардинал Жозеф-Ипполит Гибер напомнил депутатам парламента, что холм с незапамятных времен являлся местом поклонения. В период гонений на христиан верующие использовали местные каменоломни в качестве убежищ, а первый парижский епископ Дионисий и его последователи приняли здесь свою мученическую смерть.

Проект базилики Сакре-Кёр разработал потомственный французский архитектор Поль Абади. Он стал победителем проведенного в первом полугодии 1874 года конкурса, в котором участвовало более 70 известных и молодых архитекторов. К тому времени Абади уже занимал ведущие позиции в Париже и успел внести свой вклад в реконструкцию собора Парижской Богоматери. Печально, что мастер так и не смог увидеть свое детище во всей красе. После него эстафету по очереди принимали еще шесть зодчих, оставивших свой след во внешнем и внутреннем облике культового здания.

Хронология основных событий:

  • 16 июня 1875 г. — установка закладного камня (его можно увидеть в нижней правой части ступеней перед бронзовой дверью);
  • 3 марта 1876 г. — открытие небольшой часовни;
  • 1881 г. — начало внутренних работ;
  • 5 июня 1889 г. — первое богослужение в церкви;
  • 20 ноября 1895 г. — водружение главного колокола Савойярд;
  • 6 апреля 1912 г. — окончание строительства колокольни;
  • 16 октября 1919 г. — освящение базилики;
  • 1903–20 гг. — оформление витражей;
  • 1900–22 гг. — работы над мозаикой центральной апсиды.

Возведение культового здания сопровождалось трудностями, связанными с наличием в теле холма целой сети заброшенных каменоломен. Пришлось проводить работы по укреплению основания и фундамента, что значительно увеличило продолжительность строительства базилики. Для устройства свай было вырыто 83 шахты глубиной 33 метра, а между ними — сделаны арочные подпорки.

Особенности архитектуры

В своей работе Поль Абади попытался совместить конструктивные особенности Константинопольского собора Святой Софии и Венецианского собора Сан-Марко. Для куполов он выбрал аналогичные формы средневекового храма Сен-Фрон, расположенного в Перигё на юге Франции. В итоге базилика обрела романо-византийский стиль с элементами готики и ренессанса. За подобную эклектику, в определенной степени нарушающую облик города, парижане долгое время называли строение «национальным тортом». Сегодня базилика Сакре-Кёр считается одним из символов столицы Франции. Она поражает своим сиянием, величием и красотой.

  • Длина и ширина сооружения в плане — 85 и 35 метров.
  • Высота центрального купола — 83 метра.
  • Высота колокольни — 100 метров.
  • Вес самого большого колокола Савояр — более 19 тонн.
  • Панорамный обзор со смотровой площадки купола — до 50 км.

В плане строение выполнено в виде греческого креста, ориентированного с юга на север, что является отступлением от традиционных канонов, предполагающих западно-восточное расположение центрального нефа. Но направление было выбрано не случайно — главный вход базилики Сакре-Кёр обращен к центру Парижа.

Удачным решением стало использование при возведении стен базилики белого травертинового камня, приобретающего при дневном освещении розоватые оттенки и обладающего удивительными свойствами самоочищения. Дело в том, что при контакте с дождевой водой на его поверхности появляется налет белоснежного кальцита, в связи с чем стены приобретают первозданный ослепительный наряд. Многие видят в этом божественное благословение.

От подножия холма к центральному входу величественного храма ведет несколько ступенчатых подъемов, между которыми террасами расположены смотровые площадки. Перед базиликой находится две конные статуи, выполненные из бронзы. Левая — Людовика Святого, правая — Жанны д’Арк. На фасаде размещен ряд горельефов, над верхним уровнем установлена статуя Иисуса Христа. Правой рукой он благословляет верующих, а левой — указывает на сердце. Над абсидой возвышается статуя Архангела Михаила.

Архитектурный облик культового строения завершает опирающийся на высокий световой барабан центральный купол, окруженный четырьмя меньшими по размеру, но аналогичными по форме куполами.

Внутреннее убранство

Интерьер базилики выполнен в романо-византийском стиле. Здесь много золотых мозаичных полотен, разноцветных витражей, барельефов, статуй и ликов святых. Полусвод центральной апсиды украшен уникальной лазурно-золотой мозаикой, раскрывающей тему преклонения перед Святым Сердцем Иисуса. Воскресший Христос, дарующий свое сердце верующим, изображен с распростертыми объятьями в окружении святых.

Над созданием мозаики работал известный французский художник-символист Люк-Оливье Мерсон, руке которого принадлежат не только многочисленные витражи, мозаики и иллюстрации на религиозную тематику, но и эскизы почтовых марок и денежных банкнот. Также в проекте принимали участие Х. М. Магне и Р. Мартин.

Оригинальные витражи были разрушены во время бомбардировок 1944 года. Их полностью заменили в 1946-м.

Одной из достопримечательностей Сакре-Кёр является Большой орган, построенный Аристидом Кавайе-Колем в 1898 году по заказу владельца одного из частных замков. Орган выкупили и установили в базилике в 1919 году. За уникальный звук, впечатляющие размеры и оригинальную конструкцию музыкальный инструмент в 1981 году был объявлен национальным памятником.

Посещение базилики Сакре-Кёр в 2020 году

Двери храма открыты для всех желающих ежедневно с 06:00 до 22:30. После 23:00 в Сакре-Кёр проходит ночное Евхаристическое Поклонение. Принять участие в нем могут лица, прошедшие предварительную регистрацию на конкретную дату и остановившиеся в гостевом доме.

Для исповеди и духовного собеседования отведены определенные часы. Священник присутствует в исповедальне днем с 10:00 до 12:00 и с 14:30 до 18:00, а также вечером с 20:15 до 21:45.

Услышать звучание Большого органа можно:

  • по пятницам — на 15-часовой мессе;
  • по воскресным дням — на службах, проходящих в 11:00, 18:00 и 22:00;
  • на единственном в году органном концерте 24 декабря — в 22:00.

Вход на смотровую площадку купола расположен слева от центрального фасада. Доступ предоставляется ежедневно:

  • с мая по сентябрь — с 08:30 до 20:00;
  • с октября по апрель — с 09:00 до 17:00.

Режим посещений может меняться в зависимости от погодных условий. Вход платный. На террасе имеется обзорный бинокль.

После осмотра достопримечательностей или в процессе знакомства с архитектурой и убранством храма, с 09:15 до 17:30 туристы могут посетить церковную лавку, где продаются:

  • религиозные сувениры и подарки;
  • иконы и распятия;
  • открытки и гравюры;
  • четки и медали;
  • путеводители по Сакре-Кёр на нескольких языках.

В книжном магазине имеется большой выбор книг для взрослых и детей на темы религии и жизни святых. Он работает каждый день, кроме понедельника и первой половины дня вторника.

Правила поведения

Важно знать, что внутри базилики:

  • не проводится никаких экскурсий;
  • не разрешается делать фото- и видеосъемку;
  • можно воспользоваться бесплатным аудиогидом;
  • запрещается громко разговаривать, шуметь, приходить в вызывающей одежде.

Расписание богослужений

Мессы в Сакре-Кёр проводятся ежедневно:

  • по будням — 07:00, 11:15, 15:00 (только пт.), 18:30, 22:00;
  • по субботам — 07:00, 11:00, 22:00;
  • по воскресеньям — 07:00, 11:00, 18:00, 22:00.

В предпраздничные и праздничные дни в графике бывают изменения. Уточнить информацию можно на официальном сайте. На Рождество и в Пасхальное воскресенье составлено свое расписание проводимых мероприятий.

Как добраться до базилики Сакре-Кёр

Ближайшие станции метрополитена:

  • «Abbesses» — линия 12;
  • «Anvers» — линия 2.

Дальнейший путь можно совершить пешком, пересесть на монмартробус или дойти до фуникулера и подняться вверх. Первый вариант предусматривает самостоятельное преодоление множества ступеней. Центральный вход расположен со стороны улицы Parvis du Sacré-Cœur.

У подножия Монмартра останавливаются автобусы № 30, 31, 80 и 85. Сойти с маршрута необходимо на остановке «Anvers Sacré-Coeur».

Ближайшая доступная стоянка автомобилей расположена неподалеку от станции метро Анверс по адресу — бульвар Рошешуар, 41. В Париже можно воспользоваться службой такси Uber.

Базилика Сакре-Кер

Базилика Сакре-Кер (фр. Basilique du Sacré Cœur) – один из главных храмов Парижа, уступающий по известности Нотр-даму и не имеющей такой длинной истории, но все же являющийся популярной достопримечательностью во многом из-за удачного расположения.

Сакре-Кер в Париже виден едва ли не с любой точки, так как находится на самой высокой части города – холме Монмартр. Также базилика лидирует и по размеру среди всех парижских храмовых сооружений. По туристической популярности Сакре-Кер конечно уступает увековеченному в произведении Гюго и отметившему свое 850-летие Собору Парижской Богоматери, но второе место по известности у гостей города – тоже хороший результат для достопримечательности.

  1. История
    • Предыстория, причины и спонсоры строительства
    • Ход работ
  2. Архитектура
    • Конструкция и размеры
    • Строительный материал
    • Внутренний интерьер и объекты
    • Крипта
    • Статуи
  3. Туристическое значение
  4. Где находится
    • Карта
  5. Информация для туристов
  6. Фото

История

Церковь на Монмартре была заложена 1875 году, а окончательно работы завершились только в 1923, прервавшись из-за Первой мировой войны. Но закладке предшествовали несколько лет горячих споров и судебных разбирательств.

Предыстория, причины и спонсоры строительства

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года. Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны. Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.

Фото от 1882 года, на котором видна стройка будущей базилики Сакре-Кер

4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства». Этим вдохновился Александр Лежентиль, богатый французский торговец и филантроп, который в январе 1871 года поклялся построить католический храм, чтобы «получить бесконечную милость святого сердца господа Иисуса Христа».

Название базилики переводится на русский язык как «Святое Сердце», подразумевая сердце Христа.

Лежентиль заручился поддержкой своего духовника, священника Гюстава Аргана, и родственника – известного художника Хьюберта Рохо де Флери. Де Флери и Лежентиль, пользуясь своим высоким положением в парижском обществе, привлекли других видных горожан к проекту и занялись его реализацией.

Место для строительства – холм Монмартр – был выбран не случайно. Различные храмы находились на вершине еще со времен Античного Рима, и даже топоним предположительно появился как производное от «храм Марса». Затем тут располагались и христианские святыни. Но на момент возникновения идеи строительства нового собора вершина холма была занята различными развлекательными заведениями: лавками, тавернами, садами и т.д.

Сакре-Кер в 1889 году, здание приобрело узнаваемый облик

Это привело к необходимости начать слушания и судебные тяжбы, чтобы признать проект Сакре-Кер общественно значимым. В свою очередь, такое признание позволило бы экспроприировать земли в случае отказа владельцев продать их. Конечно, такой подход к делу породил противодействие в обществе, но в итоге 24 июля 1873 года закон все же был принят. Кроме заверения значимости постройки он также предполагал, что базилика будет строиться исключительно на пожертвования, после чего навсегда передается для католических богослужений.

Выбор в качестве места расположения холма Монмартр имеет и другое значение – идеологи строительства так же хотели искупить грехи времен Парижской коммуны. Коммунары вместе с солдатами именно на этом месте 18 сентября 1871 года расстреляли генералов Тома и Леконта. Но вопрос основной идеи и мотивации строительства Сакре-Кер остается дискуссионным по сей день.

Ход работ

Архитектора Сакре-Кер выбирали на основе открытого конкурса, на который было отправлено 76 проектов. Выиграл конкурс Поль Абади, который представил необычный для католической Франции дизайн в византийском стиле, а не господствовавшем тогда необарокко. Но из-за растянутых сроков строительства над Сакер-Кер поработало 5 главных архитекторов:

  • Поль Абади (1884-1886);
  • Чарльз Лесне (1886-1891);
  • Анри-Пьер Ролин (1891-1904);
  • Люсьен Магне (1904-1916);
  • Жан-Луи Юло (1916-1924).

Официальная церемония старта строительства парижской базилики прошла 16 июня 1875 года, но работы скоро были остановлены. Обнаружилась проблема с почвой – холм был изрыт шахтами для добычи камня и потребовались работы по укреплению. Для этого вырыли 83 скважины глубиной более 30 метров, которые залили бетоном, по аналогии с современными сваями.

Но работы все равно затянулись – неф возвели к 1891 году, колокольню закончили в 1912, а работы с фасадом растянулись до 1914 года. На 17 октября 1914 уже была запланирована процедура освящения, которой помешала Первая мировая война. В итоге церемония прошла только 16 октября 1919, но сразу же церковь получила титул базилики. А внутренние отделочные работы продолжались до 1923 года, затем еще вплоть до 30-х годов XX века возле Сакре-Кер строились административные и жилые здания, так что общий срок строительства комплекса составил более 50 лет.

Процессия освящения Сакре-Кер, прошла 16 октября 1919

Базиликой в католичестве называют храмы, имеющие особую важность для паломников и простых верующих. Статус даруется лично папой римским или комиссией, которой он передает права. Сакре-кер носит титул «малой базилики», как и еще чуть более 1500 храмов во всем мире.

Архитектура

Архитектурный стиль, в котором выполнена базилика Сакре-кер, до сих пор вызывает некоторые вопросы у специалистов. Изначально он был определен как римско-византийский, но, в том числе благодаря изменениям, которые вносились в проект относительно изначального, стал ближе к греко-византийскому.

Базилика построена в форме греческого креста и ориентирована на юг и север, а не восток и запад, как большинство храмов. Считается, что это сделано для лучшего вида на Париж. При этом ориентация выбрана так, что Сакре-кер смотрит точно на Нотр-дам де Пари.

Читайте также:  Особенности получения гражданства Литвы в 2020 году

Общий план Сакре-Кер

Конструкция и размеры

По своему типу Сакре-кер относят к купольным храмам, что тоже не типично для европейской архитектуры. Основная часть, неф, по центру увенчана главным куполом и четырьмя небольшими по углам. Еще один купол находится над аспидом, он венчает высокую башню, в которой находится колокол. Размер храма – 85 метров на 35.

Высота главного купола – 54,94 метра во внутренней части, диаметр – 16 метров. Общая высота со шпилем – 83 метра. Также центральный купол Сакре-кер является и смотровой площадкой, на которую ведет винтовая лестница. С уровня колоннады открывается вид на весь Париж, в погожий день видимость превышает 50 км.

До строительства Эйфелевой башни именно купола Сакре-кер были самой высокой точкой города.

Строительный материал

Отдельного внимания заслуживает белый камень, из которого сложена базилика. Сегодня он известен как травертин, из такого же минерала построены некоторые другие достопримечательности, например – Колизей. Конкретно тот камень, который использовался для строительства Сакре-кер, добывался во Франции там же, где и камень для Триумфальной арки.

Но его основная особенность – самоочистка при контакте с водой (дождем). На поверхность камня вымывается небольшое количество кальцита, что позволяет Сакре-кер всегда оставаться белоснежной. Другие достопримечательности, как, например, Нотр-дам, со временем из-за копоти и выхлопных газов мегаполиса стали серыми, но базилике это не грозит благодаря удачному выбору камня для строительства.

Слой копоти на верху Сакре-Кер, куда не попадает дождевая вода

На некоторые участки дождевая вода не попадает, таких мест довольно много на смотровой площадке. По ним прекрасно видно огромное количество копоти, которое оседает на парижские здания.

Внутренний интерьер и объекты

Изнутри Сакре-кер является большим католическим храмом со всеми его традиционными элементами: рядами резных лавок, статуями, витражами и т.д. Но отдельные элементы являются уникальными и заслуживающими внимания туриста.

Мозаика

Отдельной достопримечательностью в Сакре-кер является огромная мозаика, украшающая купол аспида. Ее выложили в 1923 году, общая площадь составила 475 квадратных метров, что делает мозаику Сакре-кер самой большой во Франции и одной из самых больших в мире.

Знаменитая мозаика внутри базилики Сакре-Кер

На ней изображен Иисус в белом облачении, указывающий на свое золотое сердце. Вокруг него расположены святые защитники государства: Михаил, Дева Мария, Жанна Дарк и т.д. Также на мозаике присутствуют фигуры, символизирующие все континенты планеты и изображения различных исторических событий. Есть и другие детали на огромном изображении, все они несут некий сакральный смысл.

После Второй мировой войны на мозаику добавили надпись «благодарный».

Колокол

В Сакре-кер отбивают звон в огромный колокол, отлитый в 1895 году. Вес изделия – 18,835 кг, молота – 1200 кг, а удерживающего механизма – более 7 тонн. Интересно, что колокол был отлит в Савойе и передан в дар в благодарность Франции за аннексию территорий, который до 1860 года входили в состав Италии.

Орган

Важным элементом базилики Сакре-кер орган. Музыкальный инструмент является одним из самых больших в мире, потому назван достаточно просто – Большой Орган. Его создали в 1898 году для дворца барона Альберта Эспи, где он так и не был установлен, несколько лет пролежал на складе и был перепродан. В итоге орган купила базилика Сакре-кер в 1919 году.

Инструмент регулярно используется, но находится в плачевном состоянии. В последний раз реконструкция проходила в 1985 году и не была полной. Некоторые элементы нельзя использовать из-за износа, а трубы покрыты толстым слоем пыли. Руководство базилики собирает пожертвования на ремонт органа.

Крипта

Под зданием церкви, точнее – под алтарем, находится большая крипта, где периодически проходят процессии, ее размеры это позволяют. В крипте покоится прах ряда людей, в частности тут захоронена урна с сердцем Александра Лежентиля. Именно в крипте можно увидеть торжественно заложенный первый камень розового мрамора, с которого началось строительство. Также в крипте находится церковная сокровищница.

Статуи

Портик у входа в Сакре-кер оформлен двумя большими бронзовыми конными статуями. Одна изображает национальную героиню Франции – Жанну Дарк, а другая – статуя короля Людовика IX, известного сегодня как Людовик Святой. Между конными статуями в арке находится уже каменная статуя Иисуса Христа.

На крыше базилики находится еще одна бронзовая статуя, изображающая архангела Михаила в доспехах, поражающего копьем змея.

Конная статуя Людовика Святого и статуя на крыше Сакре-Кер

Фасад Сакре-кер украшен большим количеством различных скульптурных элементов, в том числе традиционными для Франции горгульями. Среди них особо выделяется горгулья в виде свиньи.

Туристическое значение

История популярности Сакре-кер повторяет историю Эйфелевой башни – изначально жители города были против постройки не вписывающегося в архитектуру и доминирующего над городом храма на вершине самого высокого холма. Но, как и башня, базилика в итоге стала одним из городских символов и сегодня едва ли найдется парижанин, представляющий свой город без этой белой церкви.

Сегодня базилика Сакре-кер входит в топ самых популярных туристических мест. Почти любой турист посещает Монмартр, но даже и без подъема церковь видна со всего Парижа, из-за чего ее часто называют самой фотографируемой достопримечательностью. Привлекает туристов и возможность подняться на смотровую площадку на главном куполе.

Вид с крыши Сакре-Кер на Париж (видна Эйфелева башня)

Существует и суеверие, что парадоксально, так как суеверия и магия не совместимы с христианской верой. Но все же считается, что нужно потереть ногу скульптуры Петра внутри Сакре-кер и загадать при этом желание.

Где находится

Найти или увидеть Сакре-кер легко, но добраться немного сложнее. Несмотря на расположение в центре Парижа, от ближайших станций метро к базилике придется немного пройтись (около 500 метров по прямой) или подъехать на автобусе или фуникулере.

Карта

Информация для туристов

Базилика открыта для всех желающих с 6:00 до 22:30.

От 3 до 5 раз в день (в зависимости от дня недели) в базилике проходят мессы, время в нужный день лучше уточнять на сайте, но каждый день есть мессы на 7, 11 и 22 час.

Работает с 8:30 до 20:00 или с 9:00 до 17:00 в зависимости от времени года, также может закрываться во время плохих погодных условий.

Вход платный, находится с внешней стороны. Подняться на купол можно только по ступенькам, лифта нет.

Доступа в крипту и к органу у посетителей нет. Органные концерты на регулярной основе не проводятся, только во время некоторых церковных праздников.

В базилике запрещено фотографировать, сохраняется режим тишины. В первую очередь это действующая церковь и уже во вторую – туристический объект.

Так как Сакре-кер – действующая церковь, экскурсии внутри не проводятся. Но доступен аудиогид, который можно бесплатно скачать на мобильное устройство.

В Сакре-кер можно заранее записаться на ночную молитву, но это не туристическое, а духовное мероприятие. В программу входит общая месса в 10 вечера, после чего, уже после закрытия базилики, каждый получает время для персональный молитвы длительностью в час или более. Утром служится еще одна месса и подается завтрак.

Ближайшие станции метро — Jules Joffrin, Pigalle, Anvers, Abbesses (ветки M2 и M12), затем можно сесть на автобус, фуникулер или подняться пешком по ступеням.

Базилика Сакре-Кер – белоснежное великолепие

Над Парижем возвышается белоснежная Базилика Сакре-Кер. Грандиозное сооружение в романо-византийском стиле можно увидеть почти из любого места города. Сакре-Кер (Sacre Coeur) возвели на холме Монмартр, высота которого 130 м. К Базилике ведет лестница из 237 ступеней.

Сакре-Кер не относится к древним достопримечательностям. Храм закончили строить в 1914 г. Он стал символом примирения и покаяния, напоминал о погибших в войне и о пролитой крови в дни Парижской коммуны. Парижане считают его одним из основных символов города. Фото белоснежной базилики размещают на всех туристических проспектах Парижа. Краткое описание истории храма можно прочитать ниже.

Где находится Базилика Сакре-Кер

Собор расположился на холме Монмартр в одноименном районе. Не увидеть его невозможно. Он возвышается над городом и виден издалека.

Как добраться:

  • Метро – линия № 2 до ст. Anvers или линия № 12 до ст.Abbesses.

История создания базилики Сакре-Кер

Строить собор начали в 1875 г. Это был непростой период для Франции. Франко-прусская война завершилась поражением французов. Экономика была в упадке, росла преступность. Идея построить собор, который поможет искупить грехи, принадлежала двум ревностным католикам – Александру Лежанти и Юберу де Флери. Они произносили перед парижанами пламенные речи, убеждали их, что бог отвернулся от города из-за грехов горожан. Лежанти и де Флери убеждали парижан в необходимости строительства нового собора и собирали для этого деньги.

Среди жителей Парижа были как сторонники, так и противники возведения нового храма. Многим не нравилось место, которое выбрали для собора. Монмартр был местом, где зародилась Французская революция, и парижане не понимали, в чем они должны каяться.

Возможно, Сакре-Кер так и не построили бы, но идею поддержал архиепископ Парижа. Он выбрал место для строительства – самый высокий холм города. По преданию, холм Монмартр стал местом, где принял мученическую смерть Св. Дионисий. Именно здесь решили возвести храм в память о жертвах войны и погибших в кровавую неделю Парижской коммуны.

Пока строили храм, население Парижа было не в восторге от нового собора. В архитектуре базилики наблюдались элементы византийского, романского стилей, а также ренессанса и готики. Такая эклектика не пришлась по душе парижанам, будущий собор ехидно называли «национальным тортом».

Строительство

Как только было выбрано место для строительства, объявили конкурс среди архитекторов на лучший проект. Победителем стал парижский зодчий П. Абади. Архитектор успел завершить проект и умер. Пять зодчих воплощали в жизнь его идею. Каждый из них внес свои изменения, дополнительные элементы. Абади сделал главное, именно он выбрал для строительства редкий камень, который добывали в Шато-Ландон. Особенность этого минерала в том, что от воды он становится еще белее. С каждым дождем собор становится все белоснежней. Многие называют цвет Сакре-Кер божественным.

Первый камень в фундамент заложили в 1875 г., в основание также поместили протокол с описанием процесса основания храма, ларец с орденами.

Строительство длилось до 1914 г. Этот год считают датой завершения собора, хотя до 1924 г. некоторые виды работ продолжались. Освятили базилику в 1919 г.

Укрепление холма

Много времени и усилий потребовалось, чтобы укрепить холм, который весь был изрыт карьерами. Несколько веков здесь добывали гипс. В таком состоянии холм не выдержал бы вес масштабного здания. Рабочие пробивали весь холм насквозь до скального основания. Всего пробили более 80 шурфов, которые заполнили цементом.

Архитектура

Архитектурный стиль Сакре-Кер – византийско-романский. Базилику венчают 4 небольших купола и один крупный – 83 метра, установленный на барабане. Именно они формируют силуэт храма. С задней стороны собора расположена 90-метровая колокольня. В ней самый масштабный колокол Парижа. По данным Википедии, его масса – 19 тонн.

К базилике поднимается лестница, которая ведет к портику с тремя арочными проемами. На портике установлены конные статуи короля Людовика Святого и французской героини Жанны д’Арк. Фасад украшают барельефы на евангельскую тематику.

Основание купола оборудовано небольшой террасой. Эта обзорная площадка пользуется большой популярностью у туристов, с нее открывается удивительный вид на Париж.

Внутреннее оформление

Всех, кто заходит в базилику, привлекает мозаичное полотно «Торжество Св. Сердца Христова». Мозаика расположена на алтарном своде. На ней изображен Иисус с раскинутыми руками. Создается впечатление, что божий сын обнимает каждого, кто входит в храм. Мозаика выполнена в лазурном и золотом цвете.

Окна застеклены цветными витражами, они были установлены в 1946 г. Оригинальные витражные окна были уничтожены в 1944 г. при бомбардировке.

Многие приходят в храм, чтобы услышать самый большой в стране орган. Дата его создания – 1898 г. В храме инструмент установлен в 1919 г.

Интересные факты

  • Каждый год Сакре-Кер посещают около 10 миллионов человек.
  • Среди отзывов туристов, часто встречаются предупреждения о чернокожих жителях Франции, которые возле собора зарабатывают на туристах. Они повязывают зазевавшимся гостям города на руку цветную нитку и требуют за это заплатить. Нитка завязана таким образом, что ее можно только разрезать. Экскурсантам, чтобы избежать скандала приходится оплачивать это «украшение». Бывалые туристы советуют, не реагировать на чернокожих аферистов, не обращать на них внимания.
  • Сакре-Кер – действующий католический собор, в который приезжают многочисленные паломники. Для них есть специальная гостиница. Туристам стоит вести себя сдержанно при посещении собора, так как это не увеселительный аттракцион, а священное место для верующих.
  • Большой орган Сакре-Кер в 1981 г. получил статус национального памятника. Его особенности – оригинальная конструкция, уникальное звучание, впечатляющие размеры.

Время работы

  • Летний сезон – все дни недели с 06.00 до 23.00.
  • Зимний сезон – все дни недели с 10.00 до 17.45.

Цены на билеты

Вход бесплатный.

Смотровая площадка – 5 евро.

Что посмотреть рядом

  • Мулен-Руж – легендарное кабаре, где появился веселый канкан. Здание, в котором расположено кабаре легко узнать по мельнице красного цвета на крыше. Изначально заведение имело славу «первоклассного борделя». Сегодня это вполне приличное развлекательное заведение. Здесь можно посмотреть музыкальные шоу. Если при путешествии в Париж вы планируете провести вечер в Мулен-Руж, то столик стоит заказать заранее. Входной билет стоит от 100 до 200 евро.
  • Музей Сальвадора Дали. Среди постоянных экспонатов музея в основном скульптуры и гравюры художника. Периодически проходят выставки его картин, их привозят их других музеев. Сотрудники постарались создать особую атмосферу с помощью освещения и музыки.
  • Площадь Тертр считается сердцем Монмартра. Здесь всегда много туристов, которые с удовольствием посещают многочисленные рестораны и покупают работы уличных художников. Местные живописцы могут нарисовать ваш портрет или по памяти воспроизвести любую парижскую достопримечательность.

Базилика Сакре-Кер – удивительно красивое сооружение. Построенный в память о жертвах в войне и павших в кровавых событиях Парижской коммуны, он помогал французам выстоять в самые трудные моменты истории, давал надежду и поддержку. Сияющий белоснежный храм любим парижанами, и привлекает многочисленных туристов ажурным силуэтом, роскошными мозаиками и особой атмосферой.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Добавить комментарий