Фото Церкови Сурб Хач (17 фото)

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Как добраться:

Армянский монастырь Сурб-Хач.

GPS координаты: 45.000742, 35.062577.

Можно добраться на авто-велотранспорте, пешком по асфальтированной дороге – с трассы Симферополь-Керчь, проходящей через Старый Крым, свернуть по указателю, двигаться на юго-запад около 3,5 км.

Путь от автостанции Старого Крыма к монастырю Сурб-Хач

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос.

GPS координаты: 44.984542, 35.068078.

Можно добраться на велотранспорте, пешком по маркированной тропе – от монастыря Сурб-Хач двигаться на юг около 3 км.

Монастырь Сурб-Хач

Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.).
Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Читайте также:  Азербайджан для россиян 2020: порядок въезда, нужна ли виза

Что есть на территории монастыря?

Древние постройки, расположенные на территории скита, удивляют своей архитектурой. В монастырской столовой работает музейная выставка, рассказывающая об истории монастыря.
За свою долгую и непростую историю скит несколько раз частично разрушался и восстанавливался, поэтому не дошел до наших дней в своем изначальном виде. Но многие древние строения сохранились. Из старой застройки разных периодов времени здесь можно увидеть следующие объекты: здание первой церкви 14 в., братский корпус 17 в., трапезную 18 в., а также башню с притвором 17 в., фонтаны конца 18 – начала 19 вв. и ряд хозяйственных строений. Престол Армянской Церкви был основан в монастыре Сурб-Хач в середине 14 в. Историки религии напрямую связывают данное событие с массовым переселением армян на полуостров Крым и политикой генуэзцев, которые стремились обратить в католицизм как можно больше жителей Газарии, большую часть которых составляли выходцы из Армении.

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:

Географические координаты: 45.001705, 35.061642

Армянский монастырь Сурб Хач (1358 г.) Крым (83 фото)

Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев, направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии, из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна, «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период … монастыря Сурб Хач».

Турецкое вторжение 1475 года не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках обитель неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В середине XVIII века границы епархии, с центром в монастыре, доходят до Молдавии и Балканского полуострова. О монастыре в своей работе упоминает находившийся в регионе автор XVIII века Иоганн Тунманн. В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — в Нахичевань-на-Дону.
В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин.

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. В настоящее время (с 25-го декабря 2009-го года) к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества.





























Пожалуйста, посмотрите видео, пока мы генерируем ссылку на архив

Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач

27 ноября 2019 06:00

Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. В одной из построек монастыря вблизи церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь было напечатано больше 20 книг.

Первый камень церкви заложили в 1783 году, строительство началось только через три года и продолжалось шесть лет. Основали мужской монастырь Сурб-Хач и одноименную церковь армяне, переселившиеся из Крыма.

14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе Крымского ханства крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы в дальнейшем присоединить Крым против воли хана. Через три с половиной года задуманное правительницей удалось.

Армяне брали с собой самое ценное, садились в повозки и приезжали на Дон. В память о брошенных домах и поселках здесь они давали поселениям и церквям привычные названия.

К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет, но религиозные деятели, предпочитающие уединение, решили построить обитель примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей возвышении, вблизи от бьющего из-под земли родника.

С собой основатели Сурб-Хача привезли главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой камень-крест). Каменное изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.

В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, люди покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. В течение пяти веков хачкар находился в крымском армянском монастыре Сурб-Хач, затем его привезли в Ростов.

Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.

Фото: ru.livejournal.com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

Известно, что к западу от фасада церкви была колокольня, а к востоку находился двухэтажный архиерейский дом. В нем была расположена школа, которую позже преобразовали в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли, которую сдавали в аренду под пашни и огороды.

Читайте также:  Пример заполнения деловой визы в Нидерланды

Фото: ru.wikipedia.org. Церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года

В 1862 году сюда приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, родной брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.

Габриэл был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат, Иван, стал известным художником, а младший, Григорий, был капитаном Феодосийского карантинного порта. Также в семье была младшая сестра.

Фото: ru.wikipedia.org Архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский

Габриэл родился в 1812 году в Феодосии, окончил церковно-приходскую школу, а потом получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В возрасте 28 лет Габриэл принял постриг, позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Но под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Габриэл отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и возвратился в родную Феодосию.

В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники, поэтому увидеть приближающихся налетчиков или догнать их после ограбления было непросто. Кроме того, многие считали, что в обители хранятся несметные сокровища.

Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу, поэтому надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Но неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян, который во время налета не спал и успел спрятаться. Он избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.

Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз налетчики оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю, а похищенные окровавленные деньги были найдены далеко от монастыря, у одной из родственниц разбойников. Самих убийц так и не нашли.

Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу, их использовали как зернохранилище. Колокольня и архиерейский дом были разрушены.

Восстанавливать церковь начали в 1968 году, а после окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь снова стали проводить в 2000 году, а в 2007-м музей переехал в дом Искидарова (особняк Гайрабетовых) на площади Свободы.

Главной реликвией храма по прежнему остается хачкар Сурб-Хач.

Никаких надписей на кресте нет, но в его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства. Сейчас сделанный из базальта крест выглядит не так, как раньше.

В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.

На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

В настоящее время храм окружен жилыми микрорайонами. Вокруг церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха.

Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Но теперь возле него устроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а каждый год 19 января верующие собираются здесь для совершения обряда крещенского купания.

Уведомления

Рассылка «Всё о коронавирусе и карантине»

Помогите бизнесу найти себя

Обновление в рубриках Фото и Видео дня!

  • Все о коронавирусе
  • Помощь в кризис
  • Фронтовой инстаграм
  • Маленький, но гордый бизнес
  • Самые богатые
  • COVID-19 в интернате Сальска
  • Убийство Михаила Бакланова
  • COVID-19: данные по России
  • Дело зоолога в Шри-Ланке
  • Убийство Маргариты Кузьминовой

Все новости

Умер актер Михаил Кокшенов

Ростовчане стали чаще выбирать проводной домашний интернет

Такого не было с 1991 года: безработица на Дону выросла в четыре раза за два месяца

Об этом нельзя забывать: мы оживили десятки фронтовых фото в одном видео

В Ростове стартовала акция «7% CASHBACK для бизнес-карт УРАЛСИБА»

В донском правительстве рассказали, из каких районов Ростовской области новые заболевшие

В России зафиксировано еще 8726 случаев коронавируса, за сутки подтвердилось 144 смерти

Еще 196 новых случаев COVID-19 выявили в Ростовской области

Шинель была пробита в 168 местах: 12 фронтовых историй со всей страны

Три человека с COVID-19 умерли в шахтинском ковидном госпитале

Диетолог рассказала, какой суп самый вредный

Как будет работать вакцина от коронавируса. Объясняем проще, чем на уроке биологии

Хроники коронавируса: 196 новых заболевших COVID-19 в Ростовской области

На стадион будут пропускать по новым правилам: в июне в Ростов вернется футбол

Коронавирус в Ростове: итоги дня, 4 июня

Ростовская администрация разработает единый архитектурный стиль для города

Все в масках: военные отрепетировали парад, который пройдет в Ростове

161.RU отвечает: как работающему пенсионеру в Ростовской области получить больничный?

Депутат попросил Путина разобраться с алиментщиками, которые отбирают у детей коронавирусные пособия

В Волгодонске на карантин закрыли онкодиспансер

Донской губернатор отменил действие рабочих пропусков, но сохранил режим самоизоляции

Катастрофа, которую пытались замять: в Норильске в реку вылилось 20 тысяч тонн топлива

В шахтинском обсерваторе, где живут вахтовики из Якутии, обнаружили коронавирус

Роструд рассказал, как будет оплачиваться дополнительный выходной в июне

Еще три человека в Ростовской области умерли от COVID-19

Названы города Ростовской области, в которых обнаружили новые случаи коронавируса

За сутки в России от коронавируса умерли 169 человек

Ещё 184 новых случая коронавируса зарегистрировали в Ростовской области

В Ростове на Буденновском на полгода ограничат движение. Рассказываем, куда будет лучше не соваться

Видно и не стыдно: 20 купальников, которые будут на пике моды летом (внутри модели для любой фигуры)

Учёные создадут тысячи мышей с человеческими генами, чтобы заразить их коронавирусом

Да вас отделали! 8 схем обмана при ремонте квартир

Хроники коронавируса: губернатор Ростовской области отменил пропуска для выхода на работу

Защита на экспорт: семь самых дорогих продаж в истории ФК «Ростов»

Читатели Maxim выбрали Марию Лиман главной красоткой России. Мы их понимаем (смотрите фото)

Коронавирус в Ростове: итоги дня, 3 июня

Реконструкция по-ростовски: на Металлургической улице снесли школу-гигант

В Ростове будут судить бывшую дознавательницу за попытку «отмазать» подозреваемого в хранении оружия

Можно, но нельзя: в Ростове подготовили пляжи к сезону, но запретили купаться

Культовые места города: церковь Сурб-Хач

Храм Сурб-Хач — древнейшее строение донской столицы

Церковь Сурб-Хач — одно из самых красивых и древних строений донской столицы. Храм и окружающий его парк располагаются на холмистом высоком берегу Северного водохранилища в балке реки Темерник. Здесь можно помолиться, погулять в саду и даже поискать клад.

Тоска по родине и храм Сурб-Хач

История церкви Сурб-Хач связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой диаспоры крымских армян. Крестьян и ремесленников армянского происхождения переселили сюда по указу Екатерины II. Это было частью большого плана императрицы по присоединению Крыма к России. Екатерина II хотела ослабить позиции богачей Крымского ханства, лишив их рабочей силы, что ей в итоге и удалось.

Вот так выглядит церковь Сурб-Хач внутри

В 1779 году крымские армяне забрали с собой всё самое ценное и отправились на Дон. Целых полтора года переселенцам понадобилось, чтобы сюда добраться. Многие из них погибли, не выдержав тяжелой дороги. Когда изможденные путники наконец-таки дошли до устья реки возле крепости Димитрия Ростовского, они осели здесь и основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне находится в составе Ростова — Прим. ред.).

Глубоко верующие крымские армяне нуждались в месте для молитв. Тоскуя по своему дому, они решили возвести новый монастырь, который бы напоминал им о старой общине. Назвали они его так же, как и крупнейший армянский монастырь в Крыму — Сурб-Хач, что переводится, как «церковь Святого Креста».

«Сурб-Хач» переводится как «церковь Святого Креста»

Строился Сурб-Хач с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора-классициста Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца в Петербурге. Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 древнейших хачкаров — каменных стел с резным изображением креста. Спустя какое-то время при монастыре открыли семинарию и первую на юге России типографию.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь закрыли, а на его подворье разместили детский дом. До 1931 года в церкви продолжались богослужения, а потом ее передали местному совхозу под зернохранилище.

Зимой природа на территории церкви Сурб-Хач выглядит особенно прекрасно

В 1935 году удар молнии разрушил колокольню и часть крыши храма. А в середине 60-х годов церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, если бы Сурб-Хач не отстоял армянский художник Мартирос Сарьян. В 1968–1972 годах церковь восстановили и открыли здесь Музей русско-армянской дружбы. А в 2000 году в храме Сурб-Хач возобновились богослужения.

Хачкар и закрытый родник

К сожалению, сам монастырь до наших дней не сохранился, но остался храм Сурб-Хач. Он действующий, в нем регулярно проходят богослужения. Любой желающий могут прийти сюда, поставить свечку за здоровье своих близких, помолиться или просто отдохнуть от мирской суеты и спокойно подумать.

Читайте также:  Особенности оформления гражданства Лихтенштейна

В церкви Сурб-Хач можно помолиться за своих близких

Главная реликвия церкви — это хачкар или крест-камень VI века, который, по преданию, армянские переселенцы в свое время вывезли из древней армянской столицы Ани, а уже в XVIII он попал на донскую землю.

Хачкар VI века — главная реликвия церкви Сурб-Хач

У стен церкви похоронены известные армянские поэты и писатели: Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

Возле храма лежат надгробия известных армянских поэтов и писателей

Возле храма располагается небольшой парк, обнесенный изгородью. Здесь высажены деревья, кустарники, зеленеет аккуратно подстриженный газон. За прицерковной территорией тщательно следят, здесь никто не мусорит.

За чистотой на территории парка тщательно следят

Рядом располагается лавка с сувенирами. Однако, как выяснил корреспондент 161.ru, выбор в ней совсем невелик.

Желающие могут приобрести здесь сувениры

За церковью находится длинная каменная лестница, спускающаяся вниз по монастырскому кургану к роднику Салых-Су. Здесь устроена купальня, которая является одним из традиционных мест во время крещенских купаний. Правда, сейчас дорогу к этому водоему перекрыли и повесили запрещающие таблички.

Лестница за церковью Сурб-Хач спускается к роднику Салых-Су

Рядом с церковью Сурб-Хач раскинулось озеро, в котором плавают утки. Ростовские рыбаки приходят сюда с удочками в надежде на хороший улов. А другие жители Ростова неспешно прогуливаются вдоль водоема.

Пройти к роднику сейчас нельзя

Тайна клада монастыря Сурб-Хач

Территория церкви как будто создана для спокойного и комфортного времяпрепровождения. Но и для романтиков и любителей приключений на территории церкви Сурб-Хач тоже найдется дело. Вот уже несколько поколений ростовчан упорно ищут здесь клад.

Поговаривают, что на территории монастыря «Сурб-Хач» спрятали клад

Согласно легенде, во время революции нахичеванские армяне спрятали здесь от большевиков свое накопленное добро. В то время по краям балки реки Темерник располагались заброшенные пещеры, в которых добывался известняк. Нахичеванские армяне решили спрятать сундуки в одной из них и тщательно засыпать их землёй. Клад пролежал здесь до начала Великой Отечественной войны. 21 июля 1942 года во время бомбежки один из снарядов попал в балку. Произошел обвал, и сундуки оказались на поверхности. Советские бойцы нашли здесь серебряные подсвечники, золотые украшения, фарфоровую посуду, шкатулки и книги, инкрустированные драгоценными камнями. Чтобы вывезти драгоценности, они вызвали транспортную роту. Но когда она подошла к церкви Сурб-Хач, налетели немецкие мессершмиты и снова начали бомбить территорию. В результате погибли несколько человек, а сундуки снова оказались под землей. О кладе рассказали выжившие солдаты при том налете, но документально это зафиксировано не было.

О богатствах армянских купцов, спрятанных под землей, ходили не только солдатские байки. В архиве аномальных явлений Российской государственной библиотеки, например, есть запись, которую сделал кладоискатель по фамилии Мариков. Он написал о том, что в 1952 году он купил карту катакомб монастыря Сурб-Хач у человека, который, по его словам, видел клад собственными глазами.

Есть ли клад на территории церкви или нет, доподлинно неизвестно

— В подтверждение своих слов он задрал рубаху. На его спине я увидел большой бурый шрам по форме напоминающий человеческую руку с непропорционально длинными пальцами. Зверь пометил меня, — сказал продавец карты. — И теперь он преследует меня во снах. Двум моим товарищам он оторвал голову, а меня вот только пометил. Он смотрит через меня на мир — я нужен ему для этого, — написал кладоискатель.

Мариков рассказал о том, как он с двумя своими помощниками искал клад монастыря Сурб-Хач. Они начали рыть яму в том месте, где на карте отмечался вход в катакомбы, и наткнулись на камень. Он был похож на надгробную плиту с нарисованными на ней непонятными знаками. Под камнем можно было пролезть в катакомбы, что они и сделали. Там с кладоискателями, по их собственным рассказам, стала происходить непонятная чертовщина. Сначала погасла керосиновая лампа, потом Мариков услышал крик, получил удар по голове и потерял сознание.

По рассказам Марикова, с ним произошли ужасные вещи на территории церкви

Кладоискатель уверяет, что, когда он очнулся, его товарищи были мертвы. Он побежал к выходу и возле него увидел «зверя, походившего на человека». Затем раздались выстрелы из катакомб. Пуля попала Марикову в правую ногу, и он снова потерял сознание. Очнулся он неподалеку от входа в катакомбы, а в руках сжимал серебряный кувшин, украшенный замысловатой вязью.

— Потом откуда-то появились военные и забрали меня. Мне инкриминировали кражу культурных ценностей и отправили в лагеря. Мне повезло, и я вернулся в Ростов уже в 1956 году. Как я попал в то место? Кто стрелял? И откуда взялся кувшин — до сих пор не могу понять. Но еще раз спуститься в катакомбы не хочу и другим не советую, — закончил свой рассказ Мариков.

Вот такие есть обитатели в церкви Сурб-Хач

Трудно сказать, насколько правдива эта история. Каждый может сам для себя решить, верить в нее или нет. А пока пусть это останется неразгаданной тайной церкви Сурб-Хач.

Напомним, ранее в нашей рубрике мы рассказывали о другом культовом месте — Зеленом острове.

Фото: Александр Подопригора, Ростовский словарь, Александр Подопригора

Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и Феодосии, он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

Добавить комментарий