Постановка и снятие иностранцев с миграционного учета

Как изменился миграционный учет иностранных граждан

С 8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный Закон 163-ФЗ, который внес ряд поправок в порядок учета иностранных граждан, регламентированный Федеральным законом 109-ФЗ.

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП).

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

expatblog.ru

Пока принимающие стороны разбирались как после 8 июля вставать на миграционный учет по новым правилам, незаметно встал новый вопрос – а нужно ли с миграционного учета теперь еще и снимать иностранцев? Не было печали, но Федеральным законом № 257-ФЗ от 29.07.2018 года* были внесены несколько изменений, закрепляющих процедуру снятия иностранных граждан с миграционного учета для принимающей стороны. Подробнее об этом вопросе в статье.

Флешбек

Читайте также:  Медицинская страховка для поездки в Азербайджан в 2020 году — освещаем тщательно

Те, кто давно работает с иностранцами, помнят, что много лет назад вставать на учет нужно было в течение 3 рабочих дней и снимать с учета иностранцев тоже нужно было в обязательном порядке. То есть если иностранец, например, уезжает из России или уезжает в другой город, то принимающая сторона заполняет графу «дата убытия» в отрывной части уведомления о прибытии и сдает этот корешок в миграционный орган. По-моему, это нужно было делать в течение 2 рабочих дней с даты убытия. А если не сдать корешок – штраф. Благо, потом эту обязанность отменили, а сроки постановки на учет увеличили до 7 рабочих дней, все стало проще.

Но в связи с вышеуказанными изменениями, возникает вопрос – может ли быть такое, что обязанность снимать иностранцев с учета когда-то отменили, а теперь опять ввели заново?

А почему бы и нет, если история с запретом постановки на учет по адресу работодателя прошла именно такой путь – пять лет назад ввели запрет, потом через месяц отменили, а теперь заново ввели.

Стоит сразу отметить, что в данной статье речь идет о всех видах принимающих сторон, кроме тех, кому и до нововведений было обязательно снимать с учета выбывших иностранцев, а именно**:

  • гостиница,
  • санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, турбаза, кемпинг,
  • медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях,
  • организация социального обслуживания, оказывающая услуги в стационарной форме,
  • тюрьма и иные учреждения, исполняющие наказание.

Таким принимающим сторонам для снятия с учета по месту пребывания иностранца нужно сдавать отрывную часть уведомления о прибытии в место пребывания с заполненной датой убытия.

Сравним, что изменилось

Законом о миграционном учете*** ранее были установлены следующие основания для снятия с учета (часть 1 статьи 23):

  1. постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания,
  2. выезд иностранного гражданина из Российской Федерации,
  3. смерть или признание без вести отсутствующим,
  4. выявление факта фиктивной постановки на учет.

Теперь перечень данных оснований дополнился новым пунктом:

  1. Убытие иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи.

Из данной нормы ясно, что если по первым четырем основаниям решение о снятии с учета принимает государственный орган в сфере миграции, то о факте наступления нового основания может знать только принимающая сторона. А значит и запустить процесс снятия с учета должна она.

Этот вывод подтверждает пункт 2.2 статьи 23 Закона о миграционном учете***, в котором указано, что такое уведомление представляется принимающей стороной в МВД, МФЦ или в почтовое отделение.

И все-таки, право или обязанность?

Из СМИ можно сделать вывод, что данные изменения в Закон о миграционном учете вносились из позитивных побуждений, ради спокойствия собственников помещений, мол, вы всегда, если что, можете снять с учета иностранца. Якобы это право. Но если применить логику и взять первые четыре основания для снятия с учета и задать вопрос – а обязаны ли органы власти снять с учета иностранцев при наступлении одного из оснований, указанных в первых четырех случаях?

И ответ будет очевиден – конечно, это обязательно. Разве МВД может по своему желанию снимать или не снимать с учета иностранца, который выехал из РФ? Или не снять его с учета, если пришла информация о постановке на учет иностранца на новом месте? Конечно нет. Тогда почему пятое основание, которое идет наряду с остальными, где снимать с учета при убытии иностранца должна принимающая сторона вызывает сомнения – право это или обязанность? Очевидно, что это обязанность теперь принимающей стороны.

На практике пока не установлены ни сроки такого снятия с учета, ни форма уведомления об убытии из места пребывания (UPD – форма уведомления о снятии).

Интересным мнением на вопрос «Что ожидать от поправок при снятии с миграционного учета принимающим сторонам на ваш взгляд?» с нами поделился эксперт в сфере миграции:

«Внесение изменений в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, на мой взгляд, имеет весьма спорное значение. С одной стороны он дает возможность гражданам РФ своевременно снимать с миграционного учета иностранных гостей или арендаторов после их отъезда и не давать повода считать свое жилье «резиновой квартирой». С другой стороны, для недобросовестных арендодателей и мошенников в сфере трудовой миграции, данные поправки дают возможность продолжать зарабатывать и при этом обелить свой бизнес. Можно ставить на миграционный учет за деньги трудовых мигрантов на срок от 1 до 3 месяцев (средний срок временной регистрации), получать за это деньги (от 2000 до 6000 руб.), а потом снимать с учета, спустя непродолжительное время и, не сообщая об этом самим трудовым мигрантам. Люди считают, что у них все в порядке с документами, а на самом деле они – нелегалы. Также данные поправки не отображают механизмы защиты своих прав трудовыми мигрантами. Когда ты не знаешь, что твои права нарушены, ты не имеешь возможности их отстоять, даже если готов на это.»

Светлана Саламова,

руководитель портала Migranto.ru— общероссийской информационно-образовательной рекрутинговой площадки для иностранных граждан из стран СНГ, которые приезжают жить и работать в Россию.

Много вопросов, мало ответов

Вывод – снимать иностранных граждан при убытии из места пребывания теперь обязанность всех принимающих сторон, но как именно это делать пока неизвестно.

Открытым также остается вопрос, что именно считать убытием иностранного гражданина из места пребывания. Сейчас, из текста закона, можно сделать логический вывод, что таким убытием иностранца считается любой физический выезд из помещения, но не подпадающий под четыре первых основания – ни выезд из РФ, ни смерть или безвестное отсутствие, ни постановка на новом месте, ни фиктивная постановка.

Риски для принимающей стороны

Санкция**** за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законы и акты, использованные в статье

* Федеральный закон № 257-ФЗ от 29.07.2018 года «О внесении изменений в ст. 8 и 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ» в части снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания

** пункт 46 Приказа МВД № 881 от 23.11.2017 года (административный регламент)

*** Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»

**** часть 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Нововведения в миграционном законодательстве: снятие иностранцев с миграционного учета

29 июля 2018 года Президентом РФ был подписан ФЗ-257 «О внесении изменений в ст. 8 и 23 ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ”».

В соответствии с новым законом уже с 10 августа граждане России и работодатели мигрантов, которые выступают в роли принимающей стороны, обязаны не только заниматься постановкой иностранных граждан на миграционный учет, но и самостоятельно снимать их с учета.

В каких случаях необходимо снимать иностранцев с миграционного учета

Чтобы понять, в каких ситуациях требуется снять иностранных граждан с миграционного учета, обратимся к ст. 23 ФЗ-109, согласно которой регистрация аннулируется автоматчики, если:

  1. Иностранец оформил новую регистрацию.
  2. Мигрант выехал за пределы страны.
  3. Выявлена фиктивность регистрации.
  4. Иностранный гражданин умер.

Также стоит отметить, что в скором времени к этому списку оснований для аннулирования регистрации добавится еще один пункт – убытие иностранца из места пребывания.

Таким образом, на сегодняшний день снимать иностранных граждан с регистрации необходимо в случаях, когда мигрант уволился, перешел на другую работу, а также поменял адрес проживания в РФ.

Прежде всего, эти изменения коснутся тех граждан России, которые регистрируют мигрантов на свою жилплощадь. Однако данное нововведение крайне важно и для работодателей мигрантов, которые регистрируют сотрудников на адрес своей организации в случае, если по адресу работодателя расположены жилые помещения, где иностранцы фактически проживают, или же поставили иностранных рабочих на миграционный учет в арендуемой организацией квартире.

Важно! Нарушение данного закона будет грозить штрафами:

  • Для граждан России – от 2 000 до 5 000 тысяч рублей.
  • Для юрлиц – от 400 000 до 500 000 тысяч рублей.

Снятие иностранцев с миграционного учета: что ждет работодателей иностранцев

Напомним, раньше работодатель мог поставить иностранца на миграционный учет по своему юридическому адресу, однако, как мы уже сообщали ранее, с 8 июля 2018 года в соответствии с ФЗ-163, если у организации работодателя в действительности нет жилых помещений для проживания иностранцев, регистрировать иностранных работников на адрес компании теперь нельзя.

Если же у организации есть жилые помещения, работодатель может регистрировать там своих работников, однако теперь работодателю придется также позаботиться и о снятии иностранного сотрудника с миграционного учета в случае его увольнения.

Если же ваши работники зарегистрированы в квартире, ответственность за их постановку на миграционный учет лежит на арендодателе (собственнике квартиры, где проживают иностранные граждане), поэтому если мигрант съезжает, собственник квартиры теперь обязан самостоятельно снять иностранца с миграционного учета и аннулировать его регистрацию.

Таким образом, может получиться, что у вашего иностранного работника не будет на руках действующей регистрации.

А это, в свою очередь, грозит серьезными проблемами и для работодателя, и для самих иностранцев, ведь работникам будут грозить штрафы и депортация, а работодатель запросто может потерять сотрудников.

Что теперь работодателям мигрантов делать с регистрацией сотрудников?

Чтобы избежать проблем и неприятностей, связанных с нововведениями в законе, работодатели иностранцев могут поступить следующим образом:

  1. Арендовать квартиру для работников и по договору аренды самостоятельно делать и продлять регистрации своим иностранным работникам, а также снимать их с учета в случае увольнения.
  2. Помочь работникам найти квартиру с арендодателем, который будет ставить иностранцев на миграционный учет и продлевать регистрации, а также снимет рабочих с миграционного учета в случае их переезда.
  3. Предложить иностранным сотрудникам заселиться в общежитие или хостел, которые обязаны самостоятельно делать регистрации всем своим постояльцам и снимать их с учета в случае выезда.
  4. Готовиться к поиску новых работников, в случае если старые сотрудники не могут оформить миграционный учет легально.
Читайте также:  Фотографии Сумасшедшего дома в Далате (Отеля Дерево)

Снятие иностранцев с миграционного учета: как снимать иностранных граждан с миграционного учета?

Несмотря на то, что закон уже вступил в силу 10 августа, точные сроки обязательного снятия с миграционного учета иностранных граждан пока не установлены. Кроме того, на сегодняшний день также нет ни регламента, ни бланков уведомления о снятии иностранцев с миграционного учета.

Однако известно, что осуществляться процедура будет через МФЦ, МВД или же почту России.

Специалисты компании «ЗаШтатом» рекомендуют работодателям мигрантов во избежание проблем с регистрацией и снятием их с миграционного учета на ближайшее время (до выхода официальных разъяснений нового закона) поселить работников в общежития и квартиры, где принимающая сторона обязана самостоятельно делать регистрации, продлевать учет и снимать с регистрации иностранцев.

Если же у организации работодателя есть жилые помещения, где живут работники, то теперь, помимо постановки и продления миграционного учета, работодатель обязан снимать иностранных сотрудников с учета в случае увольнения, поскольку пока ваша организация является принимающей стороной для иностранного гражданина – именно вы несете за него юридическую ответственность и рискуете получить штраф.

Мы будем следить за развитием событий и держать вас в курсе всех изменений в миграционной сфере.
13.08.2018

Статья 23. Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания

Статья 23 . Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ часть 1 статьи 23 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 15 февраля 2011 г.

1. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:

1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 5 с 10 августа 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

5) убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 – 4 настоящей части.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ часть 2 статьи 23 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 15 февраля 2011 г.

2. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета:

1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, – после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от пограничного органа федеральной службы безопасности в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

3) по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, – после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании данного иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 22 октября 2018 г. – Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 366-ФЗ

4) по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 5 с 10 августа 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

5) по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

2.1. Утратила силу с 15 февраля 2011 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Статья 23 дополнена частью 2.2 с 10 августа 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ

2.2. Уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания представляется принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета непосредственно или через многофункциональный центр либо направляется в установленном порядке почтовым отправлением.

Информация об изменениях:

Часть 2.3 изменена с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

2.3. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ в часть 3 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ в часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения об убытии данного иностранного гражданина из указанного места пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановка и снятие иностранцев с миграционного учета

Разобравшись с вопросом, куда следует обращаться прибывшему в Россию иностранцу, нужно знать, кто может выступать в качестве принимающей стороны, какие документы и в каком виде следует подавать, в какие сроки.

Все о сроках

Первое, на что обязан обратить внимание прибывший иностранец, — это срок, в течение которого нужно заявить о своем прибытии. По правилам миграционного учета как визовые, так и безвизовые гости, за редким исключением, имеют неделю (семь суток) на то, чтобы заявить о своем прибытии в Россию.

С момента пересечения границы гость из другого государства, при условии регистрации, может оставаться на территории РФ не более 90 дней. В году можно пребывать в стране не более 180 дней.

Как только истекут положенные 90 дней, иностранец обязан покинуть пределы России либо повторно обратиться в органы учета для продления регистрации. Для этого нужно иметь веские основания.

Смотрите видео: В какой срок нужно стать на миграционный учет в РФ.

У правила в отношении сроков есть исключения, сделанные для граждан некоторых безвизовых стран:

  • Республики Беларусь — 30 суток.
  • Армении — 30 суток.
  • Казахстана — 30 суток.
  • Кыргызстана — 30 суток.
  • Таджикистана — 15 суток.

Для остальных визовых и безвизовых государств исключения не предусмотрены.

Кто может быть принимающей стороной?

В соответствии с требованиями миграционного учета, не всякое лицо может прописывать иностранцев на своей жилой площади. Вопрос, где зарегистрироваться, — одна из проблем, с которой сталкиваются иностранцы. Побеспокоиться о месте нахождения нужно заблаговременно.

О том, где зарегистрироваться, иностранному гражданину стоит побеспокоиться заблаговременно

В качестве принимающей стороны в ГУВМ МВД рассматриваются:

  • Россияне, зарегистрированные в России по определенному месту жительства, или располагающие жилыми площадями на территории страны, на которых и будет осуществляться прописка прибывших иностранных гостей.
  • Органы, представляющие государственную власть Российской Федерации.
  • Международные организации, а также их представительства.
  • Российские компании, их представительства и филиалы.
  • Иностранный гражданин — обладатель статуса ВКС и имеющий жилье, располагающееся на территории РФ (дается право регистрации себя и членов семьи).
  • Иностранный гость, имеющий в собственности российскую жилую недвижимость (допускается регистрация себя и никого более).
  • Иностранные гости, у которых имеется действующий ВНЖ, а также регистрация по месту проживания.

Миграционный учет иностранных граждан всегда предполагает наличие у регистрирующих граждан или предприятий жилых площадей. Важно учитывать, что имеет значение квадратура. Нельзя прописать на площади такое количество людей, которое превысит норму квадратных метров, положенных на одного человека.

Обратите внимание на видео об изменениях в законе о миграционном учете иностранных граждан.

Какие бумаги подаются?

Для подачи необходимы как документы гостя, так и документы того, кто его принимает. Нужно предоставить:

  • Заполненный и подписанный бланк уведомления. По ссылке можно скачать бланк в формате PDF .
  • Паспорт гостя.
  • Копию паспорта гостя.
  • Паспорт принимающего.
  • Копию паспорта принимающего гражданина.
  • Миграционную карточку (предоставляют все, кроме белорусов).

Так выглядит заполненная миграционная карта РФ

Для заполнения уведомления потребуются документы иностранного гражданина.

Если принимающая сторона является юридическим лицом

Иные документы затребуют, если иностранца принимает не обычный гражданин России, а организация:

    Оригинал выписки ЕГРЮЛ, оформленный не ранее двух месяцев до подачи.

Пример выписки из ЕГРЮЛ c печатью налоговой

Образец ИНН юридического лица

Регистрировать иностранцев имеют право только те компании, администрации которых получила аккредитацию, дающую право трудоустраивать мигрантов.

Заполнение бланка уведомления о прибытии

В основе миграционного учета лежит уведомление о прибытии гостя из другого государства. Бланк документа — утвержденная форма, которую обязан заполнить принимающий.

Уведомление не будет принято, если служащие миграционного органа обнаружат в нем следующее:

  • Незаполненные графы, куда необходимо было внести данные.
  • Исправления.
  • Помарки.
  • Неточности.

Документ тщательно проверяется и сверяется с другими предоставленными бумагами. Чтобы не допустить в нем ошибок, следует предварительно скачать образец заполнения и при внесении данных в собственный бланк сверяться с заполненной формой.

Образец заполнения бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, страница 1

Образец заполнения бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, страница 2

Уведомление состоит из двух частей. Одна остается в миграционном органе, ее фиксируют в базе учреждения. На второй ставят печать и подпись и возвращают подавшему. Отрывной талон нужно беречь, так как он служит свидетельством того, что постановка на миграционный учет иностранца была осуществлена.

Важно: в 2018 году была утверждена новая форма уведомления с небольшими изменениями. Следует учесть этот момент при поиске формы в интернете.

Смотрите видео: Как заполнять бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина.

Если иностранец игнорирует миграционные правила России

Гости Российской Федерации обязаны зарегистрироваться и хранить документы, подтверждающие этот факт. В противном случае их ждут санкции:

  • Если своевременно не зарегистрироваться, — штраф от 2000 до 5000 рублей (зависит от региона). К примеру, в Москве и Московской области придется заплатить максимум. Кроме того, нарушителя выдворят без права обратного въезда на определенный период.
  • Если своевременно не зарегистрировать принимаемого иностранца (для принимающих), физические лица штрафуются на сумму от 2000 до 4000 рублей.
  • Лица, выполняющие должностные обязанности, платят от 35 000 до 70 000 рублей.
  • Компании, нарушившие миграционные правила, штрафуются на 400 000–1 000 000 рублей. А также может быть приостановлена деятельность предприятия на 90 суток.

С каждым годом правила становятся жестче. Если вы иностранец, встаньте на учет, как того требует закон. Если вы принимающий гостя россиянин, обратитесь с документами в миграционные органы своевременно.

Снятие иностранца с учёта

10 августа 2018 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О миграционном учёте иностранных граждан в РФ» в части снятия с учёта по месту пребывания в России». С текстом нововведения можно познакомиться здесь. Если раньше снятие происходило автоматически при пересечении иностранцем границы, то теперь вся ответственность лежит на принимающей стороне.

Количество мигрантов по странам прибытия/выбытия на 2020 год по данным Росстата

Каким образом это можно сделать?

  1. Прийти в районное отделение МВД, где иностранец находился на учёте;
  2. Посетить МФЦ и оставить бланк там.
  3. Послать уведомление об убытии иностранного гражданина посредством почты.

За нарушение этого правила на принимающую сторону налагается штраф. Для юридического лица он весьма существенный — до полумиллиона рублей.

Полезное видео о том, как снять иностранца с учёта. Рекомендуем к просмотру.

Если раньше у приезжающих в Россию была возможность уйти от ответственности при нарушении миграционных правил страны, сегодня это стало невозможным. Хотите жить на территории России, уважайте ее законы.

Миграционный учет иностранных граждан в России: сроки, документы, порядок процедуры

Иностранным гражданам, приезжающим в Россию дольше, чем на неделю, нужно проходить миграционный учет (МУ). Эту процедуру именуют также временной регистрацией (хотя это не совсем верно) и регистрацией иностранных граждан по месту пребывания.

Миграционный учет: что означает это понятие

Это процедура, в ходе которой иностранца регистрируют по адресу, по которому он будет проживать в России во время своего визита. Информация вносится в базу МВД.

Процедура обязательна для приезжих из других стран, которые планируют оставаться в РФ более, чем на 7 дней. Учитываются календарные дни, а не рабочие.

Без постановки на миграционный учет невозможно сделать какие-либо документы, позволяющие задержаться в России на более длительное время — патент, РВП, ВНЖ.

Нормативные акты о миграционном учете

Приведем два главных документа, в которых описана процедура:

  1. ФЗ №109 «О миграционном учете…» — в документе говорится, для чего нужен МУ, кого и в каких ситуациях ставят на учет, приводится перечень данных, которые должен предоставить о себе приезжий, порядок процедуры.
  2. Постановление правительства №9, в котором содержатся правила миграционного учета (далее — Постановление правительства) — в документе представлена информация о том, куда и в какие сроки обращаться для постановки на миграционный учет, приводится список документов, описываются нюансы процедуры.

Сколько времени отводится на миграционный учет для выходцев из разных государств

Согласно пункту 20 Постановления правительства, пройти процедуру необходимо в течение 7 дней после приезда в Россию. Считать нужно с даты, указанной в миграционной карте. Отметим, что миграционным органам известно о фактах въезда иностранцев в страну, так как пограничники обязаны передавать такие данные о каждом иностранце, пересекающем гос. границу.

Сроки сокращаются до одних суток, если прибывший в Россию иностранец остановился в:

  • гостинице,
  • хостеле,
  • санатории,
  • на базе отдыха,
  • турбазе или кемпинге,
  • в лагере (для детей),
  • в медучреждении.

РВП без квоты: кому выдадут статус упрощенно
  • От Елена Воропаева
  • 22.01.2020

Если приезжий заселился в выходной, то пройти процедуру необходимо в первый день, который будет рабочим.

Не нужно делать так называемую временную регистрацию, если ваше нахождение в России не затянется дольше, чем на неделю. Но если вы остановитесь в гостинице, санатории, других подобных учреждениях, то регистрироваться придется даже, если планируете находиться в РФ менее 7 дней.

Для некоторых стран есть исключения. Если между РФ и другой страной заключено соглашение, то граждане такого государства могут гостить в России без миграционного учета дольше 7 дней:

  • приезжим из Украины разрешается находиться в стране 90 дней и не делать в этот период му;
  • прибывшие в страну белорусы могут обходиться без регистрации также 90 дней;
  • для граждан Армении, Казахстана, Киргизии установлены сроки в 30 дней — именно такой период они могут находиться в России без му;
  • еще одно государство, чьи граждане могут рассчитывать на послабления — Таджикистан. Выходцам республики не нужно делать учет в первые 15 дней нахождения в России.

Также существует исключение для высококвалифицированных специалистов и их родных. Им разрешено находиться в стране без постановки на учет 90 дней (часть 4.1 статьи 20 ФЗ «О миграционном учете…»).

В каких помещениях иностранец может вставать на миграционный учет

В статье 21 ФЗ-109 «О миграционном учете» перечислено, какие помещения могут выступать местом временного пребывания иностранца. Подчеркнем — закон требует, чтобы приезжий на самом деле проживал там, где встал на МУ. Итак, зарегистрироваться возможно:

  • по адресу дома, квартиры, другой жилой недвижимости;
  • в гостинице, отеле, кемпинге, детском лагере, доме отдыха, пансионате, санатории, а также по адресу медицинской организации, для нарушивших закон — в исправительном учреждении;
  • сделать МУ можно по адресу компании, где вы трудитесь, либо по адресу расположения здания, которым владеет данная организация, при этом помещение может быть временным.

Кто должен оформлять регистрацию иностранных граждан по месту пребывания

Постановку на учет выполняет тот, кто принимает у себя иностранца:

  • гражданин РФ;
  • иностранец, постоянно проживающий в России, то есть имеющий ВНЖ;
  • компания, где работает иностранец;
  • юрлицо;
  • международная организация, которая предоставила жилье приезжему.

Можно ли самому поставить себя на миграционный учет

ВНЖ без РВП в России
  • От Елена Воропаева
  • 11.11.2019

Но здесь есть условие: такой вариант допускается, если у принимающей стороны есть веская причина, не позволяющая пройти процедуру. От иностранца, который будет сам себя ставить на учет, могут потребовать бумагу, подтверждающую эту вескую причину.

Как быть, если у иностранца есть свое жилье в РФ

Владельцы российской недвижимости имеют право подавать уведомление о своем прибытии самостоятельно. Об этом четко сказано в части 3.1. ФЗ-109 «О миграционном учете».

А вот регистрировать других зарубежных гостей РФ в своей квартире/доме разрешается только иностранцам, имеющим российский вид на жительство.

Куда обращаться для прохождения процедуры

Согласно пункту 22 Постановления правительства, му можно оформить через:

  • Многофункциональный центр («Мои документы»);
  • Отделение МВД;
  • Почту.

Порядок процедуры, документы

Документы, которые потребуются (п.28 Постановления правительства):

  • миграционная карта (копии страниц с отметками);
  • паспорт приезжего (копия);
  • паспорт человека, который будет регистрировать иностранца;
  • копия документа на помещение, по адресу которого происходит постановка на миграционный учет;
  • копия трудового договора — если регистрируют по адресу компании, в которой работает иностранец;
  • если приезжий будет жить в помещении компании, в которой работает, не имеющем адреса, то потребуется письмо от директора организации или иного уполномоченного сотрудника о том, что иностранец действительно проживает в помещении данной фирмы.

Сама процедура несложная (ст. 22 ФЗ «О миграционном учете…»):

  1. Приезжий должен передать человеку, который будет его ставить на учет, паспорт и миграционную карту.
  2. Человек, который будет ставить гостя на МУ, заполняет уведомление о прибытии. В бланке не допускаются ошибки или исправления, текст — на русском языке. Писать можно от руки или на компьютере.
  3. Человек, принимающий иностранца, приходит в одну из организаций: МФЦ, отделение МВД, на почту, где подает уведомление.
  4. Сотрудник проверяет бумаги и информацию, которая вписана в уведомлении. Если все в порядке, то он незамедлительно проставляет в уведомлении отметку о том, что оно принято.
  5. Сотрудник, принимающий уведомление, должен выдать заявителю отрывной квиток уведомления. В последствии, данный квиток нужно передать иностранному гражданину.

На какой период разрешается зарегистрироваться по месту пребывания

Сроки прописаны в п. 32 Постановления правительства. Период регистрации не может превышать 90 суток.

Если на учет ставят иностранца с РВП, то срок может быть любым, но не дольше действия самого РВП. В случае с ВНЖ регистрируют на тот срок, который будет заявлен в уведомлении.

Читайте также:  Виза в Арубу — Оформление визы в Арубу для россиян в Москве.
Добавить комментарий