Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, их статус и права

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Правовой статус беженцев

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Правовой статус вынужденных переселенцев

В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного субъекта РФ в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица. После проверки принимается решение о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно в течение пяти лег, но по заявлению лица каждый раз может продлеваться на год. Оба названных выше закона устанавливают основания, по которым можно отказать в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца (сообщение ложных сведений, участие в организациях, преследующих цели насильственного свержения конституционного строя, и др.). Отказ в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца может быть обжалован в суд.

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом «О беженцах» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 16 октября 2010 г.).

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации.

Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Юридическое понятие «беженец» раскрывается через ряд признаков. Беженец:

  • во-первых, не является гражданином России, прибыл или желает прибыть на ее территорию из-за рубежа;
  • во-вторых, покидает страну своего проживания или пребывания и ходатайствует о приобретении статуса беженца в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • в-третьих, не может вследствие опасений стать жертвой преследований пользоваться защитой и покровительством этой страны или не желает пользоваться таковой;
  • в-четвертых, не может или не желает вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой произвола и насилия;
  • в-пятых, принято решение о предоставлении ему статуса беженца компетентными органами России.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступления: против мира, человечности, военные преступления, предусмотренные в международных актах, тяжкие преступления не политического характера, признаваемые таковыми в государстве его гражданства или обычного места жительства до того, как оно было допущено на российскую территорию, против принципов и целей ООН, а также, когда за лицом компетентные органы государства, в котором это лицо проживало, признают его права и обязательства, связанные с гражданством этого государства, и которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Лицо не признается беженцем, когда оно покинуло государство своей гражданской принадлежности или своего прежнего, обычного места жительства по причинам: а) экономического характера; б) голода; в) эпидемий; г) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В предоставлении статуса беженца может быть отказано, если:

  • лицо совершило преступление на территории России и в отношении него возбуждено уголовное дело;
  • лицу ранее было отказано в признании беженцем и обстановка в государстве его гражданской принадлежности или прежнего, обычного местожительства со дня получения им отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
  • лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и (или) к Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству России;
  • лицо обладает гражданством третьего государства, защитой которого могло воспользоваться при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в этом государстве по обстоятельствам, которые предусмотрены российским законом для признания лица беженцем;
  • лицо прибыло с территории иностранного государства, где имелась возможность быть признанным беженцем;
  • лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) России;
  • лицо отказывается сообщить сведения о себе;
  • лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории России;
  • имеются иные основания, предусмотренные российским законодательством.

Процесс получения статуса беженца

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на Федеральную миграционную службу, подведомственную Министерству внутренних дел РФ.

Процесс признания лица беженцем предусматривает ряд действий:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения о признании лица беженцем либо об отказе в признании таковым;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаст ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовало получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Большинство развитых стран мира с демократическим режимом правления так или иначе сталкиваются с увеличением миграционных потоков. Не исключение и Россия, которая за последние годы создала благоприятный климат для трудовых мигрантов, прибывающих в страну для выполнения работ, не слишком популярных среди коренного населения. В нашу страну едут иностранцы для инвестирования в экономику, основания новых предприятий и ведения доходного бизнеса. Однако есть особый класс людей, иммигрировавших в РФ не по своей воле — беженцы и вынужденные переселенцы.

Кто такие беженцы

Беженцами называют группы людей, которые прибыли в иностранное государство имея при себе доказательства опасности дальнейшего пребывания на родной земле. Под этими опасениями понимаются следующие факторы:

  • В случае начала расовых противостояний в государстве, что приводит к притеснению прав и геноциду отдельных групп населения.
  • При нарушении конституционных прав отдельных национальностей в государстве.
  • Если политические убеждения бежавшего лица не соответствовали общим настроям большинства населения страны с тоталитарным режимом.
  • При притеснении прав верующих, исповедующих религию, отличную от общегосударственной.
  • Любые социальные меньшинства, чьи конституционные права активно попираются в родной стране.
  • Иные преследуемые по похожим или иным убеждениям лица, подвергающиеся репрессиям.
Читайте также:  Туалет в самолете: как устроен, как пользоваться, принцип работы

Поток беженцев

Все перечисленные лица могут быть признаны беженцами, получить убежище в РФ и необходимую гуманитарную помощь для обеспечения своей жизни и быта на первых порах пребывания в нашей стране. На протяжении последних 25 лет беженцы в России — это явление больше системное, чем уникальное, со своими историческими особенностями и понятиями, так как после распада СССР многие государства нынешнего СНГ подверглись жёсткой этнической чистке населения с попиранием прав многих меньшинств. Статус лиц, признанных беженцами, регулируется ФЗ-4528-I.

Важно! Лицо, спасающееся от возмездия за акт терроризма, уголовного преследования или трибунала без политической подоплёки не может быть принято в РФ в качестве беженца и при ближайшем запросе родного государство будет выдано обратно для осуждения, особенное если страна объявит его в международный розыск.

В мире существует международный закон, принятый ещё в 1951 году, определяющий права, свободы и обязанности беженцев на территории принимающей страны, а также уровень её ответственности перед лицом, которому было предоставлено убежище.

В 1992 году, в одно время с созданием службы миграции сразу после распада СССР, Россия также приняла данную интернациональную конвенцию.

Как обрести статус беженца в принимающей стране

Все иностранные граждане, прибывшие в РФ с цель обретения убежища в статусе беженцев, обязаны пройти следующие регламентные шаги, требуемые миграционными службами:

  • Составить заявление в ГУВМ МВД с просьбой предоставления соответствующего статуса, которое будет рассмотрено и проверено на соответствие фактам.
  • Получить временное свидетельство до окончания рассмотрения документов, по своим правовым характеристикам напоминающее РВП, которое позволит беженцу получить временное пристанище в одном из специализированных центров размещения (по сути, в общежитии), а также получать помощь в виде продуктов питания и предметов первой необходимости. Кроме того, беженец имеет право на получение периодического пособия в денежной форме, а также на бесплатные медуслуги в случае необходимости.

Свидетельство беженца

  • В обязанности беженца будет входить изучение законов принявшей его страны, а именно Конституции РФ, УК и КоАП. Соблюдение действующего в российском государстве законодательства является обязательным условием для лица в данном статусе.
  • При первом же вызове в миграционную службу лицо обязано являться для участия в рассмотрении его документов, допросах, интервью.
  • Мигрант обязан пройти полную диспансеризацию и получить справки, удостоверяющие отсутствие у него опасных инфекционных заболеваний, расстройства психики и пристрастия к наркотикам.
  • Важно! В случае невыполнения хотя бы одного из указанных требований приезжий может не получить статус беженца и встать перед риском выдворения из РФ.

    При положительном решении ГУВМ МВД о признании иностранного гражданина беженцем ему будет предоставлено соответствующее удостоверение, которое будет служить основным документом, подтверждающим личность мигранта. Данный документ практически сравняет беженца в правах и свободах с рядовым гражданином РФ и сделает его резидентом страны.

    Перед получением удостоверение мигрант обязан встать на миграционный учёт и пройти операцию по снятию отпечатков пальцев. Удостоверение предоставляется на установленный УФМС срок до трёх лет, но в случае улучшения политической ситуации на Родине и желании беженца вернуться в свой дом оно будет аннулировано.

    Обратите внимание! В ситуации, когда гонения отдельных лиц в родной стране продолжаются и возвращение всё ещё вызывает опасение за жизнь и свободы, документ пролонгируется ежегодно на период ровно 365 дней.

    Правовое положение беженцев в РФ

    Мигрант, получивший свой статус и зарегистрировавшийся в налоговом органе с получением ИНН, имеет право на следующие процедуры на территории РФ:

    • Официально трудоустраиваться в компанию и работать в качестве специалиста в соответствии со своей квалификацией, получать зарплату и оплачивать налоги.
    • Открыть собственный бизнес на территории страны, а также ИП, либо действовать как легитимный хозяйствующий субъект.
    • Покупать подлежащее госрегистрации движимое и недвижимое имущество, обладая при этом правами иностранного гражданина с отличными от коренных жителей условиями.
    • По прошествии 3 лет адаптации претендовать на обретение статуса ВНЖ, а затем и гражданства РФ с получением российского паспорта.

    Трудоустройство беженцев

    Важно! При соблюдении действующего в стране законодательства лицо, обладающее удостоверением беженца, не может быть депортировано из РФ против своего желания, так как правовой статус беженцев и вынужденных беженцев, определяемый по ФЗ, не даёт сделать это.

    Случаи, когда иностранец может утратить статус беженца

    Правовое положение беженцев в Российской Федерации говорит о том, что иностранный гражданин может легко потерять статус при наступлении следующих ситуаций:

    • В случае обретения следующей ступени натурализации — ВНЖ или гражданства РФ.
    • При получении паспорта третьей страны, отличном от стран преследовавшей и принявшей беженца.
    • Когда лицо, находящееся в статусе беженца в России, принимает решение уехать за её пределы на ПМЖ.
    • В случае политических реформ в родной стране и прекращении преследования мигранта с гарантией восстановления всех его прав и свобод.
    • Если убежища просит апатрид, российская сторона не может предоставить ему статус беженца из соображений действующего законодательства. Однако таким людям в случае необходимости предоставляется убежище в нашей стране при условии, что в государстве их постоянного проживания они некоторое время находиться не могут.

    Важно! После утраты статуса беженца мигрант обязан либо оформить разрешительные документы для пребывания в РФ, либо добровольно покинуть страну в отведённый законом период времени, в противном случае службы ФМС примут решение по принудительной депортации.

    Вынужденные переселенцы

    Кто такие вынужденные переселенцы

    Вынужденные переселенцы — это такие лица, которые, являясь подданными страны на законных основаниях, в статусе граждан или ВНЖ вынуждены покидать государство своего постоянного проживания, куда они ранее пытались мигрировать по тем же причинам, что и беженецы. Также вынужденные переселенцы могут мигрировать из одного региона РФ в другой на тех же основаниях (например, из Дагестана или Чечни в Москву).

    Начиная с 2008 года более 6 млн резидентов иностранных государств со всего мира имели необходимость покинуть ставшими для них родные страны и вернуться в РФ в связи с притеснением там их личных прав и свобод, а также создавшейся угрозы для дальнейшего проживания. Для данной категории лиц в РФ ещё в 1993 году был принят соответствующий закон, определяющий их основные права и свободы.

    Права вынужденных переселенцев

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в целом очень похож, однако имеются и некоторые различия: учитываются российские корни, миграционные службы РФ обязаны рассматривать ходатайства переселенцев более лояльно, поэтому процент принятия положительного решения по ним с выделением необходимой гуманитарной помощи достигает почти 100%. Это связано прежде всего с тем, что люди возвращаются на Родину вне зависимости причин их убытия.

    Депортация

    Однако, если миграция из России произошла после совершения тяжкого преступления, которое с течением лет было раскрыто и преступник будет выявлен среди вынужденных переселенцев, он обязан будет понести наказание по всей строгости закона.

    Принятие в РФ беженцев и вынужденных переселенцев — очень правильный гуманный акт, который сильно поднимает авторитет государства на международной арене. Однако для безопасности самих граждан страны и для предотвращения протестов контроль за подобной группой мигрантов должен быть особенно тщательным.

    Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ в 2020 году

    Вопрос о том, каков правовой статус вынужденных переселенцев в РФ, является достаточно актуальным, поскольку за последние 10 лет более 6 миллионов человек получили такой статус. В Российской Федерации права и обязанности вынужденных переселенцев регулируется отдельным законодательным актом. Из данной статьи вы узнаете, какие граждане относятся к вынужденным переселенцам, почему могут отказать в присвоении статуса, как официально получить статус переселенца, какими правами и обязанностями обладают носители статуса, какие меры поддержки им доступны.

    Кто такие вынужденные переселенцы с точки зрения закона

    Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 рассматривает вынужденных переселенцев как граждан Российской Федерации, покинувших не по собственной воле прежнее постоянное место жительства и переместившихся на территории России в другой субъект РФ или вернувшихся в РФ из иностранного государства по причине наличия реальной опасности быть подверженным насильственным действиям из-за своей национальности, расы, религии, языка, каких-либо убеждений. То есть, шансы на получение статуса вынужденного переселенца имеются:

    • если у заявителя российская гражданская принадлежность;
    • если переезд из другой страны в РФ или из одного региона России в другой субъект РФ произошел не по доброй воле, а вынужденно;
    • если заявитель просит о присвоении статуса ему самому или ему самому и членам его семьи (жене, мужу, ребенку, матери, отцу, иным родственникам, иждивенцам, с которыми он проживал совместно на дату подачи ходатайства о признании его переселенцем).

    Как присваивается правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

    Важно! Даже если у гражданина России и имеются основания для признания его вынужденным переселенцем, он не может считать себя таковым и пользоваться соответствующими правами и привилегиями, пока не подаст ходатайство о присвоении ему статуса и не получит положительный ответ, а вместе с ним – свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца.

    Чтобы официально стать вынужденным переселенцем, необходимо пройти следующие этапы процедуры признания гражданина переселенцем:

    1. В установленные законом сроки необходимо обратиться лично в территориальное отделение ГУВМ МВД или в Многофункциональный Центр, чтобы подать ходатайство о признании вынужденным переселенцев. Также прошение можно отправить заказным письмом по почте или в электронном виде через портал Госуслуг.
    2. Дождаться окончания проверки документов и наличия оснований для присвоения статуса (как правило, решение принимается в течение 3 рабочих дней).
    3. Явиться за получением свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца.
    4. Воспользоваться всевозможными мерами поддержки федеральных и региональных властей в плане жилья, материальной и психологической помощи.
    5. Собрать доказательства того, что имеются основания для продления статуса (если в этом есть необходимость) и подать бумаги в ГУВМ МВД через 5 лет после выдачи свидетельства. В дальнейшем продление осуществляется каждый год, не через 5 лет.

    Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ – права и обязанности

    Помимо общегражданских прав всех граждан России, вынужденные переселенца пользуются также дополнительными правами, полученными после присвоения особого статуса – то есть тот факт, что человек признан вынужденным переселенцем не влияет на возможность пользоваться правами обычного россиянина. Среди особых прав можно выделить:

    • гарантия оседлости – никто не вправе принуждать переселенца вернуться на прошлое место жительства или переехать в другой регион России;
    • право на получение места в Центре временного размещения, бесплатное пользование ЖКУ и на питание;
    • содействие властей в осуществлении проезда к новому месту проживания, в перевозке багажа (причем малоимущих отправляют бесплатно).

    Статус вынужденного переселенца накладывает и определенные обязанности на его носителей, а именно:

    • не совершать преступлений, не нарушать федеральных и муниципальных законов;
    • следовать распорядку центра временного размещения;
    • каждый год являться в миграционные органы для повторного учета;
    • в течение 30 дней являться в отделение ГУВМ МВД при смене места жительства внутри страны.

    Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ – на какую помощь могут рассчитывать переселенцы

    Помимо дополнительного перечня прав, вынужденные переселенцы получают возможность претендовать на следующие социальные льготы:

    • медицинские услуги в поликлиниках на безвозмездной основе, оздоровление инвалидов;
    • бесплатные лекарства по рецепту врача из специального перечня;
    • бесплатную консультацию юриста в любой ситуации (разрешение конфликтов, подача жалобы, задержание представителями правоохранительных органов, суд).

    Также вынужденным переселенцам положен ряд денежных пособий:

    • единовременная материальная помощь в размере 100 рублей на каждого члена семьи (150 рублей, если семья малообеспеченная, или в ней имеется пожилой человек или ребенок);
    • пособия, положенные в силу гражданской принадлежности (пособие по инвалидности, по потере кормильца, ветеранам, малоимущим, детям и т.п.).

    Естественно, что переселенцу понадобится жилье на новом месте, и мало кто может самостоятельно его приобрести. Поэтому существует 2 варианта решения проблемы:

    • размещение в центре временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев;
    • выделяется государственная субсидия на покупку жилья (жилищный сертификат).

    Экспертное мнение к вопросу о том, по каким причинам заявителю не может быть присвоен статус вынужденного переселенца

    Если обратиться к тексту Федерального закона от 19.02.1993 № 4530-1 “О вынужденных переселенцах” (статья 2), станут понятными причины, по которым прошение о признании гражданина РФ вынужденным переселенцем не может быть удовлетворено. Основаниями для отказа могут послужить:

    • переезд в другой субъект РФ или возвращение с ПМЖ из-за границы в Россию по причине нестабильной экономики, проблем техногенного характера и прочих неудобств;
    • не вовремя поданное ходатайство (на его подачу дается не более 1 года с момента отъезда с постоянного места жительства в другом регионе РФ или из-за рубежа);
    • заявитель совершил уголовное преступление и был осужден.

    Законодательные акты по теме

    Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1О вынужденных переселенцах
    Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724О размерах единовременного пособия вынужденным переселенцам

    Типичные ошибки

    Ошибка: Гражданин вынужденно перебрался с территории одного региона России в другой и подал ходатайство о присвоении ему статуса вынужденного переселенца спустя 2 года после переезда.

    Комментарий: В данном случае в удовлетворении ходатайства будет отказано, поскольку нарушены сроки его подачи – прошение необходимо подать до истечения 1 года с момента убытия с предшествующего места жительства.

    Ошибка: Человек, получивший свидетельство вынужденного переселенца, подал бумаги на продление статуса. Статус был продлен, и в следующий раз гражданин собирается обратиться за его продлением через 5 лет.

    Комментарий: После того, как пройдет 5 лет с момента получения свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца, продлением необходимо заниматься ежегодно.

    Ответы на распространенные вопросы о том, каков правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

    Вопрос №1: В какие сроки будет принято решение о присвоении заявителю статуса вынужденного переселенца? Зависит ли решение от возможности человека обустроиться на новом месте?

    Ответ: Решение о выдаче свидетельства о присвоении статуса вынужденного переселенца или об отказе в удовлетворении ходатайства, принимается в течение 3 месяцев со дня подачи документов. Нет, решение не зависит от того, может ли заявитель обустроиться на новом месте самостоятельно.

    Вопрос №2: Как выбрать, в какой регион лучше переехать вынужденному переселенцу?

    Ответ: Федеральные органы исполнительной власти обязаны предоставлять переселенцам информацию о том, в каких регионах имеется больше всего вакансий, какие там условия проживания, какие города и поселки рекомендованы для переезда, и почему.

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

    Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

      1. беженца – Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”;
      2. вынуж­денного переселенца – Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.

    Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

    Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

    Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

    Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

    Статус беженца позволяет:

      • работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью,
      • приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан),
      • ходатайствовать о получении российско­го гражданства.

    Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за­коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

    Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

    Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

    Статус беженцев и вынужденных переселенцев

    Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:

    – определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;

    – регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;

    – описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;

    – устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

    – перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

    Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

    • они не являются гражданами РФ;
    • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
    • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
    • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

    Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

    Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

    В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

    Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

    Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

    В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

    Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:

    – совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;

    – совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

    – виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

    – в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

    В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.

    Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.

    Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.

    Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.

    Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.

    Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.

    Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.

    В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

    Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, их статус и права

    1.ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»

    2.Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1«О вынужденных переселенцах»

    Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

    Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

    Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

    Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

    Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

    Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

    Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

    В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

    Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

    Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2)лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса; 3)привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

    29.Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

    Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

    Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство (т. е. документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ). Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству иностранного гражданина, лица без гражданства.

    На основании этого документа иностранцы и лица без гражданства вправе беспрепятственно въезжать на территорию РФ и выезжать за ее пределы по представлении действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве.

    Вид на жительство не предоставляется, если: 1) въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, а также защите здоровья населения; 2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались; 3) ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким; 4) при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда за ее пределы; 5) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания в РФ.

    В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за виновные и наказуемые деяния допускается административное выдворение за пределы РФ (депортация).

    Депортированное лицо должно покинуть территорию РФ немедленно на основании соответствующего решения компетентных органов.

    Некоторым категориям лиц может быть предоставлено политическое убежище.

    Политическое убежище предоставляется в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых в стране их постоянного проживания осуществляется преследование или возникла реальная угроза стать жертвой преследования за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом. Пол убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и нац розни, возбуждающие идею превосходства какой-либо группы людей.

    Оно предполагает наличие у лица, которому предоставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей граждан РФ, если иное не установлено федеральными законами или международным договором РФ. Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Читайте также:  Где можно получить визу в Финляндию в 2020 году
    Добавить комментарий